Home Статті Белоруссия в творчестве Ю.Ю.Клевера

ArtLab

JA slide show

Белоруссия в творчестве Ю.Ю.Клевера

Сообщение это было инициировано изучением произведений Ю.Ю.Клевера из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь, которые охватывают период с 1875 по 1920 год. Наличие картин этого художника в музее неслучайно, Клевер много работал в этих краях. Мы расскажем (и, по возможности, покажем), что было им исполнено в Белоруссии. Нужно сказать, что исторические границы, как и названия, подвергались изменениям, таким образом, в поле зрения попадают работы художника, созданные в «Северо-Западном крае Российской Империи».

     «Маститый профессор», как называла его местная пресса, Ю.Ю.Клевер бывал в Белоруссии наездами, первое зафиксированное свидетельство относится к 18900 году, подтверждением этому является пейзаж с авторской надписью «Смоленск. 1890»

( напомним, что в это время Смоленск входит в состав Белорусского генерал-губернаторства). Спустя несколько лет художник исполнил большую серию пейзажей Витебских земель. Некоторые из этих картин сохранили авторские надписи с указанием времени и места создания – «Аллея. Абросовичи» (ГРМ), «Абросовичи. В поле» (Гос.Владимиро-Суздальский ИАМЗ), «Абросовичи» (Витебский музей), «Жатва. Абросовичи» (ч.с.), все они датированы 1899 годом.

      Встречаются пейзажи Ю.Клевера 1918 года, изображающие небольшую речушку с надписью «Плисса». Это название реки в Невельском уезде Витебской губернии (сейчас это южные окраины Псковской области), и означает оно «болотная река».

     Скажем немного о том, что представлял собой Витебск времен Клевера.

     Витебская губерния была создана в 1802 году. К тому времени Витебск уже находится в широких деловых отношениях со Смоленском, Харьковом, Петербургом, Москвой, Воронежем, Якобштадтом, Липецком. Ко времени приезда Ю.Клевера в Витебск – это большой город с десятками промышленных предприятий, публичными библиотеками, кинематографом, музеями и художественными школами. Здесь с 1871 года производятся художественные выставки. Клевер принимает в них участие: в 1899 году состоялась выставка картин И.Е Репина, Ю.М.Пэна, А.К.Саврасова, Ю.Ю.Клевера и других художников.

     «Витебский вестник» за 1901 год рассказывает: «Порадовал март и любителей искусства. В доме Гуревича была открыта выставка произведений любителей изящных искусств. Выставка занимала пять комнат, где экспонировались произведения любителей-фотографов, любителей-художников, произведения скульптурной резьбы, выжигания по дереву и гальванопластики. Всего было выставлено свыше 160 работ. Порадовали посетителей и работы профессионалов: «Усадьба помещика Голембиевского» Ю.Ю.Клевера, натюрморт Клевера-сына, портрет витебского бродяги работы Пэна».

     Местонахождение картины «Усадьба помещика Голембиевского», упомянутой здесь, неизвестно.

     В этих краях Клевер проводит почти два плодотворных года и пишет более 70 этюдов

и картин, о чем есть упоминание в архивных документах:

     «Гостящий у нас в Смоленске знаменитый художник-пейзажист профессор Юлий Юльевич Клевер усиленно работает теперь над пополнением многочисленной серии этюдов нашего Северо-Западного края, до сих пор совершенно забытого художниками-пейзажистами. До приезда в нашу губернию маститый художник около двух лет прожил в соседней Витебской губернии, где он успел написать до семидесяти этюдов в разное время года, которые вместе взятые, дают яркую и всестороннюю картину природы, а отчасти и быта Северо-Западного края. Насколько нам известно, профессор Клевер первый, по крайней мере, из известных художников-пейзажистов, посвятил свою кисть нашему краю и воспроизвел его природу во всей ее прелести…»

     В новых произведениях пейзажиста, исполненных на рубеже веков (1899-1903), нашли отражение виды указанных мест. Пейзажи эти экспонируются на выставках, к которым он привлекает и работы своего сына Юлия. Картины Ю.Клевера участвуют также в благотворительных аукционах и лотереях в помощь художественным школам и другим общественным заведениям: « Кстати заметим, что пожертвованная Ю.Ю.Клевером в пользу смоленского дома трудолюбия картина разыгрывается в конце текущего сентября: непроданных билетов осталось уже немного».

     Неутомимость кисти пейзажиста и его неуемный темперамент наверняка обеспечили многих жителей и Смоленска, и Витебска возможностью насладиться его творчеством не только в выставочных залах, но и личных апартаментах. И примеры этому мы видим.

     Хотя Ю.Ю.Клевера нельзя назвать певцом усадеб, так как большая часть его творческого наследия связана с пейзажами, изображающими лесные дебри, еловые чащи, одинокие избушки в лесу, деревушки рыбаков, тем не менее, встречаются и изображения уголков усадебных парков, загородных домов и дворцов, принадлежащие его кисти, кроме упомянутой усадьбы Голембиевского. Это «Шувалово» 1879 год, «Вид Ревеля из Рока-аль Маре, имения Барона Жираръ де-Сукантонъ» 1878 год, панно из дворца А.Г.Кузнецова в Крыму «Уголок старой усадьбы» 1888 год, картина с изображением самого дворца на этапе строительства 1888 год, «Дачный дом» 1903 год, «Вилла Бергмана», отмеченная в каталоге выставки в Берлине 1907 года, и еще одна белорусская усадьба «Дречелуки», к которой мы еще вернемся.

     Клеверу и раньше доводилось писать панно для оформления парадных интерьеров усадебных домов. И в расположенном неподалеку от Абросовичей имении, принадлежащем с 1904 года агроному и публицисту А.П.Мещерскому, Герчики, которое входило в состав Краснинского уезда Смоленской губернии, «профессор Клевер расписывает клеевыми красками стены и панно громадной залы в стиле «эмпиръ». Как нам передавали, на стенах будут изображены весна, лето, осень, зима, а также одинокая сосна (на мотив стихотворения Лермонтова)…».

     Где располагались эти панно, как они выглядели, где они сейчас? Судьба их, в отличие от судьбы усадьбы, неизвестна. Бывшая усадьба Герчиково превратилась в деревню Герчики, население которой еще недавно составляло 19 человек. Расположена она в западной части Смоленской области в 30 км к югу от Смоленска, на левом берегу реки Упокой.

     История этого места ведет свое начало с 1769 года, оно принадлежало потомку шотландского дворянского рода, смоленскому дворянину И.В.Лесли, в 1790-х годах усадьбой владеет зять Лесли – М.А.Корбутовский. В 1800-х годах он строит кирпичный двухэтажный дом в классическом стиле, который и предстояло оформить Клеверу при новом владельце. В 1918 году имение было национализировано, разграблено, церковь закрыта, в усадебном доме разместилась школа, с 1986 года – пионерский лагерь, который просуществовал до конца 1990-х годов. В наше время здесь планируется разместить санаторий, сейчас ведутся работы по восстановлению здания. И, конечно, предполагать, что в нем сохранились картины Ю.Ю.Клевера, довольно безнадежно.

     Живописное кредо, очень точно выраженное самим Клевером, объясняет и успех его расхожих сюжетов, и их обилие: «Нужно в жизни одно что-нибудь изучить. И изучить подробно, хорошо. Изучить так, чтоб лучше вас никто не знал и не умел делать то, что вы умеете. Всего знать нельзя, надо что-нибудь одно знать и уметь, но уметь до конца. Я всякие пейзажи пишу, но по-настоящему знаю солнечный закат и корявые деревья, изогнутые непогодой и ветрами. Я потратил много времени, чтобы изучить цветовую гамму закатов солнца, многообразие вечернего освещения неба и предметов природы. Такую картину я могу написать в любой момент и при любых обстоятельствах».

     Наверняка, Клевера во время его пребывания в Герчиках не могли не привлекать живописные виды здешнего парка и аллей. Ландшафтный парк отличался большим разнообразием растительности, в северной и западной части состоял из деревьев местных пород – липа, береза, дуб, ясень, клен. По берегам пруда кроме них встречаются канадский и самаркандский тополь. Сейчас стволы древних ясеней главной аллеи около пяти метров в обхвате, думается, что и при Клевере они уже были довольно внушительных размеров. У художника было предостаточно «художественного материала», чтобы заняться изучением анатомии местных деревьев, особенностей освещения и «набить руку» на этюдах.

    И мы находим этому подтверждение. Не только Клевер пишет пейзажи, но и о его пейзажах пишут: «На днях я имел удовольствие видеть несколько новых этюдов профессора Юлия Клевера, написанных в имении Герчиках Краснинского уезда. Это хорошо знакомые нам, смолянам, пейзажи».

     Картина, на которой изображена еще одна усадьба этих земель, имеет авторское название «Дречелуки» и дату «1901». Она находится в Национальном художественном музее Республики Беларусь с 1965 года, будучи приобретенной у Т.С.Шнеер в Ленинграде. Написанный под Витебском пейзаж попал в Ленинград, а волею судеб и благодаря активной деятельности музейных работников снова вернулся в Белоруссию.

    Сам мотив и подача его для Ю.Ю.Клевера нетипичны. Во-первых, эта вещь вне традиций его привычной пейзажной живописи, где архитектура никогда не играет главенствующей роли. Во-вторых, на фоне белого двухэтажного дома изображен человек с тростью, в темно-синем пальто с большим запахом, черной шапочке, напоминающей феску. Фигура его дана так крупно, что хорошо видны черты лица. Это, несомненно, портретное изображение. В-третьих, привлекают внимание такие детали, которые до этого никогда не встречались в картинах Клевера, - флагшток с бело-красно-белым полотнищем и красно-белые флюгера, расположенные над фронтоном. Что это за знаки отличия и какова причина их нахождения там?

    Все это вызывает естественный вопрос о подлинности подписи и правильности атрибуции. И все-таки принадлежит она кисти Клевера.

     Итак, обо всем по-порядку.

     А.М.Горшман помог разобраться  с флагами и уточнить некоторые исторические аспекты: «Бело-красно-белый флаг на центральном флагштоке – это флаг, присвоенный Белорусскому генерал-губернаторству, в которое входили Минская, Могилевская и Витебская губернии. В ХVIII-начале ХIX столетия присоединенные к России западные губернии имели свои локальные флаги. После Польского восстания 1831 года национальные флаги в Польском царстве и Виленской губернии были упразднены, хотя в Белорусском генерал-губернаторстве держались до Польского восстания 1862-1863 годов. К концу же ХІХ века царские власти не то чтобы сняли запрет на употребление национальных флагов, но уже не преследовали лиц, употреблявших эти флаги в своих целях. Маленькие красно-белые флажки справа и слева от центрального флагштока – это так называемые флюгера, как назывались маленькие цветные флажки на уланских пиках. Флюгера, подобные написанным в картине «Дречелуки», - красные в верхней части и белые в нижней, - были на пиках в Лейб-гвардии Уланском Его Величества полку. Полк этот стоял в Лазенках, около Варшавы, в нем служили польские, литовские и белорусские дворяне».

     На 1901 год владел имением православный дворянин, подпоручик Константин Иванович Шашковский, отец которого Иван Шашковский участвовал в польской кампании 1831 года, по всей видимости, в составе вышепоименованного Лейб-гвардии Уланского полка.

     Клевер увидел и зафиксировал флаг и флюгера, теперь они таят целую идеологическую программу, связанную с национальным самосознанием и сохранением семейных традиций.

     По нашему мнению, именно Константин Иванович и изображен на данной картине, так как мы видим здесь «средовика» - человека средних лет, виски и борода которого тронуты сединой, а роскошные темно-русые усы еще нет. Кому принадлежало имение до Шашковских, как сейчас выглядит усадебный дом, что связывало владельца усадьбы с художником – все это остается пока загадкой. Судя по изображениям того и другого, они были почти ровесниками.

     «Клеверу за 50. Моложавый, подвижный. Пепельно-седая и коротко стриженая голова. Крохотные черные усы», пишет о нем Б-Б. в 1905 году. К этому времени он уже имеет огромные заслуги в области пейзажа, узнаваемую манеру, неимоверную востребованность, огромные гонорары, составлявшие 60-70 тыс. руб. в год. Любовь к бурной светской жизни, азартным играм, женщинам спорила в нем с любовью к живописи. Усердие его ослабевало, популярность росла. Это привело к появлению мастерской-артели помощников, к многочисленным перепевам небольшого набора сюжетов. В прессе все чаще появляются критические отзывы, вплоть до утверждения о гибели таланта. Драматическая ситуация светской жизни вынудила Клевера покинуть Петербург.

     Белорусский период (примерно с 1899 по 1904 год – время относительно длительных пребываний художника в этих краях) принес Клеверу «выздоровление», он выработал новый для себя вид живописи – «большие этюды», как сам их называл, и, в отличие от работ картинного плана, они имели большую свободу в композиционном решении: часто применялось сильное смещение центральной оси и такой прием как кадрирование. Хотя и от наработанных методов художник не отказывается. К этому времени он уже использует в работе над картинами собственноручно сделанные фотографии.

     Зрители снова в восторге: «Прежнего Клевера с его традиционными рогатыми деревьями, кровавыми лунами и солнцами – нет и в помине. Новые мотивы, новая палитра. Превосходно наблюденные и тщательно написанные марины, солнечные дни «без солнца», но ярким его светом на траве и деревьях. Громадная заслуга – на шестом десятке лет, когда у художника все лучшее и молодое в прошлом – возродиться вдруг с такой свежестью и силой».

     Увы, но обстоятельства сложились так, что Клевер запомнился именно как певец старых парков, осенних березовых аллей, зимних закатов, это созданное им самим клише не отпускало его до конца жизни. В частности, в Минском музее хранится один из ярких примеров «позднего Клевера» - картина «Закат» 1920 года.

     «Дречелуки», пожалуй, единственной из произведений Клевера в НХМ Республики Беларусь, которое напрямую связано с этими землями, но не единственное, скрывающее в себе тайны.

     В картине «Грибы» авторство Клевера вызывало некоторые сомнения, несмотря на приобретение в 1972 году непосредственно из рук сына художника – Оскара Юльевича. Настораживали выбор мотива, ракурс композиции, состояние сохранности: обилие кракелюра, несколько лаковых слоев, осыпи, вызванные ими реставрационные вмешательства, основа – холст на фанере – все это, казалось, невозможно для произведений Клевера…Тем не менее, картина «Грибы» определена нами как вариант композиции Ю.Клевера «Мир под ногами». Произведения с таким названием известны по выставкам и по современным художнику публикациям. Это выставка ОПХ 1883 года. В 1886 году «художник нашел нужным сделать ретроспективную выставку главнейших работ за 15 лет». Ф.Булгаков в книге «Наши художники» приводит не только оба названия этой композиции «Мир под ногами» и «У корней», но и дает ее изображение.

     П.П.Гнедич также упоминает «Мир под ногами» в своей классификации пейзажей Клевера в 1891 году: «Мир под ногами» - мир грибов, бабочек, водяных лилий. По силе и прелести этюды эти не имеют себе равных».

     Здесь нужно отметить, что под одним названием обозначено несколько этюдов с разными сюжетами. Наше произведение – один из первых вариантов, так как на поверхности холста были выявлены изменения, вносимые автором в процессе работы. Так были изменено размещение ягод, листьев брусничника, чуть иначе предполагалось расположение ножки гриба. Таким образом, выбор мотива не исключает авторство Клевера, а наличие творческих поисков в изображении мотива позволяют предположить, что это один из первых этюдов, вошедших в серию «Мир под ногами».

     При исследовании в МБС также были обнаружены в левой нижней части картины остатки подписи, частично утраченной, частично скрытой последующими реставрационными вмешательствами. Она была исполнена коричневой краской, использованной в колорите картины. Более сохранно осталось имя «Юлій». Остальные буквы видны фрагментарно, и эти фрагменты укладываются в графологическую схему автографа Ю.Ю.Клевера, с вынесенными вертикалями и росчерком в конце. Дату найти, к сожалению, не удалось, она бы многое прояснила.

     В данном случае авторство было подтверждено, но, к сожалению, иначе сложилась судьба атрибуции «Пейзажа» с типичным для Клевера сюжетом заката в еловом бору, не вызвавшего сомнений при приобретении из частной коллекции в 1984 году. В результате исследований он был признан работой неизвестного художника. Написан пейзаж на повторно использованном холсте, ниже видимого слоя лежит другая композиция. Живописные приемы, использованные в видимом изображении, и типы замесов красочных паст не соответствуют живописи Клевера. Кроме того, подпись в правом нижнем углу не вполне удачно имитирует автограф Ю.Клевера-старшего. Характер нанесения подписи, краска, которой она исполнена, аккуратные процарапывания, имитирующие кракелюр, - все свидетельствует против ее подлинности.

     Таким образом, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь находятся шесть картин кисти Клевера. Из них четыре достаточно характерны для манеры художника по выбору мотива, композиционному и колористическому решению, для них были внесены большие уточнения каталожных данных, не затрагивающие существа атрибуции. А две – уже названные «Дречелуки» и «Грибы» - со своим лицом, не типичные, но, как мы доказали, и не случайные в его творчестве.

 

           И.В.Рустамова

Государственная Третьяковская галерея, Москва

       Т.А.Резник

Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

 

 

Партнери


 
 
 
 
 

 




Час роботи

Понеділок-четвер - з 10:00 до 18:00

П'ятниця - з 10:00 до 17:00

Субота, неділя - вихідний 

Під час дії воєнного стану працюємо за попередньою домовленістю.

Контакти

Адреса: Київ, Кияновський провулок, 3-7,

офіс 203

Tел: +38 044 272 3745,  +38 067 810 2898 (офіс-менеджерка), +38 093 843 8799 (директорка)

Email: info@art-lab.com.ua