Home Статті Экспертиза четырех женских портретов кисти художника Гавриила Ивановича Яковлева из частных собраний

ArtLab

JA slide show

Экспертиза четырех женских портретов кисти художника Гавриила Ивановича Яковлева из частных собраний

В последние годы, в связи с расширением антикварного рынка, активизируется процесс комплектования частных собраний. В музейных коллекциях происходит переосмысление исторической и художественной ценности каждого экспоната. В результате передвижения художественных произведений из одного собрания в другое, все чаще обнаруживаются работы малоизвестных и забытых художников.

Экспертиза таких произведений осложняется недостаточным количеством известных подлинных работ, которые могли бы служить при исследовании эталонным сравнительным материалом. Минимальные сведения о жизни художника затрудняют определение места вновь найденного произведения в его творчестве.

Одним из таких художников является портретист Гавриил Иванович Яковлев (1819-1862). Короткая жизнь и развитие его творчества в русле салонного искусства середины XIX века, вероятно, повлияли на забвение имени мастера. В этом направлении живописи более известны были имена его современников: И.К.Макарова, Т.А.Неффа, П.Н.Орлова, С.К.Зарянко и др.

В настоящее время усилиями искусствоведов и коллекционеров постепенно восстанавливается значение художника для русского искусства. Опубликованные ранее краткие биографические сведения недавно пополнились сообщениями исследований С.В.Римской-Корсаковой (Государственный Русский музей) и А.А.Погодиной (Государственная Третьяковская галерея). Удалось разыскать ряд единичных произведений, принадлежащих руке Г.И.Яковлева, хранящихся в музеях: Государственном Эрмитаже (С.-Петербург), Государственном Русском музее (С.-Петербург), Государственном Историческом музее (Москва), Архангельском музее изобразительных искусств, Музее изобразительных искусств, Музее изобразительных искусств Республики Карелии (Петрозаводск), Псковском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Государственном музее Молдавии (Кишинев), Ставропольском краевом музее изобразительных искусств, Челябинской областной картинной галерее.

Еще одним источником сведений о творчестве Яковлева являются выставки. Как выпускник Императорской Академии художеств, он участвовал в периодических ежегодных выставках с 1847 по 1861 годы. В «Указателях художественных произведений, выставленных в музее Императорской Академии художеств, перечисляются несколько десятков портретов его кисти. Местонахождение большинства из них до сих пор не выявлено. Отсутствие в «Указателях» иллюстраций и обозначений размеров холстов затрудняет идентификацию изображенных на портретах лиц с указанными в списках фамилиями.

Количество произведений, хранящихся в музеях и упомянутых в «Указателях» АХ, свидетельствует о том, что художник успел за свою короткую жизнь написать достаточно много работ. В период 1840-1850-х годов имя Г.И.Яковлева было известно в петербургском обществе и его творчество было востребовано. Он выполнял на заказ портреты членов императорской семьи и свиты Двора, представителей дворянского и купеческого сословий, военных высшего офицерского состава, их жен, артистов, художников, архитекторов, лиц духовного звания.

В отделе экспертизы ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря проведено исследование четырех женских портретов, поступивших из частных собраний в разное время с предположением авторства Г.И.Яковлева: «Портрет неизвестной фрейлины», подписанный и датированный 1854 годом (х.,м., 81х66 см, овал); «Портрет неизвестной в черном платье», подписанный и датированный 1855 годом (х., м., 81,5х67,7 см, овал); «Портрет неизвестной», подписанный и датированный 1858 годов (х., м., 81,5х67 см, овал) и «Портрет неизвестной в белом платье»), подписанный и датированный 1857 годом  (к., м., 40,9х33,9 см, овал).

Можно заметить, что три портрета написаны на холстах полотняного переплетения, близких по размеру. Живопись велась на белых однослойных грунтах. Четвертый «Портрет неизвестной в белом платье», 1857 года выполнен на прессованном картоне, также овальной формы, но меньшего размера.

Подписи нанесены кистью, красной краской, по просохшему красочному слою, аналогичны по начертанию букв и цифр, расположены в две строки: в первой строке – инициал имени и фамилия, во второй – дата. Краска подписи имеет общие с живописным слоем признаки старения. Почерковые особенности имеют сходство с подписями на произведениях, хранящихся в музеях. Оснований сомневаться в их подлинности нет.

Представленные здесь портреты относятся к 1850-м годам. Они написаны после создания  «Портрета профессора живописи Ф.А.Бруни» (х., м., 129х100 см, ГРМ, инв. Ж-6045), за который в 1853 году Г.И.Яковлев был удостоен звания академика портретной живописи от Императорской Академии художеств. Пятидесятые годы оказались наиболее плодотворным периодом жизни мастера. В это время определился его взгляд на портретное искусство и выработался творческий почерк. Если сравнить первый из известных нам написанный Яковлевым  «Портрет мальчика И.Попова» 1845 года (х., м., 27,5х22 см) из Псковского государственного историко-художественного и архитектурного музея-заповедника (инв. № 3415) с портретами пятидесятых годов, то увидим, как быстро изменилось мастерство художника в трактовке образа при переходе от остатков наивного «примитива» к реализму.

Заметим, что на всех известных портретах, как женских, так и мужских, модели имеют поясное или поколенное изображение, помещены на нейтральном или пейзажном фоне. Они спокойно позируют художнику, находятся в привычной обстановке. Фигура и лицо могут быть немного повернуты, но взгляд всегда устремлен на зрителя. Иногда поза и положение рук повторяются. Например, «Неизвестная в белом платье» 1857 года изображена в такой же позе, как Ю.В.Теляковская 1849 года (Государственный Эрмитаж), также держит в руке маленький букетик цветов, а художник Ф.А.Бруни на портрете 1853 года (ГРМ) также сидит на стуле и в скрещенных руках держит шляпу.

Художник не стремится выразить индивидуальный характер моделей. Вероятно, перед ним стояла задача передать внешнее сходство человека на портрете и подчеркнуть его положение в обществе. Художник, как и зритель, не может проникнуть во внутренний мир модели. Истинный характер портретируемых недоступен и скрыт от постороннего взгляда.

В каждой даме подчеркнута красота, изящество и в то же время некоторая серьезность, а в позе и одежде – сдержанная скромность. В экспертируемых портретах палитра мастера не многоцветна: оливково-коричневые краски в фоне, в изображении одежды либо белые, либо темные.

Портреты написаны в тонкой многослойной лессировочной технике, с желто-коричневыми первыми прописками подмалевка в теневых местах формы лица, плеч, шеи и рук. В повторных прописках на высветленных участках объема использована смесь белил и светло-розовой краски. В самых темных участках тени лица добавлена темно-коричневая и незначительное количество черной краски (верхнее и нижнее веки, ресницы, брови у переносицы, ноздри, уголки сомкнутых губ). Мягкие переходы светотени в полутень покрыты тонкими прозрачными голубыми лессировками (нижнее веко, кожа у переносицы, белки глаз).

Тонкими прозрачными слоями белых и голубоватых красок передан легкий материал белых платьев и белые воротнички на темных платьях портретируемых. Тонкая техника живописи может свидетельствовать об академическом образовании портретиста, но бывает недостаточна для подтверждения имени художника.

Как было замечено исследователями ранее, в произведениях Г.И.Яковлева под красочным слоем скрывается нанесенный на грунт подготовительный рисунок, характеризующийся особенностями, отличными от рисунка других художников.

При исследовании портретов из частных собраний в инфракрасном спектре излучения подготовительный рисунок был выявлен и зафиксирован. Он выполнен уверенной, твордой рукой, мягким карандашом, с нажатием в разной степени. Более подробный – на лице и руках, минимальный – на складках одежды. Нанесены не только контурные линии овала лица и его деталей (носа, век, глаз, радужной оболочки, бровей, губ), но и обозначена светотень объема формы с помощью штриховки длинными параллельными линиями на «падающих» тенях (вдоль носа, от кончика носа и ноздрей), а также в «собственных» тенях (под нижними веками глаз, на радужной оболочке глаз, на кончике носа, в углах губ, между носом и верхней губой, под нижней губой, на шее под подбородком). Характер рисунка имел сходство не только на всех исследуемых портретах, но и был аналогичен рисунку портретов Ф.А.Бруни (ГРМ) и Е.А.Лермонтовой (ГЭ).

На «Портрете неизвестной» 1854 года из частного собрания изображена девушка в белом декольтированном платье с бледно-розовыми цветами на груди и фрейлинским бантом из голубой муаровой ленты с бриллиантовым вензелем императрицы Александры Федоровны на плече. Перед нами – портрет фрейлины. В настоящее время известны еще два портрета фрейлин с вензелем Александры Федоровны,подписанные Г.И.Яковлевым: «Портрет фрейлины  (Александровой Александры Павловны)», тоже 1854 года (х., м., 127х99 см), Челябинская областная картинная галерея, инв. № Ж-335) и «Портрет фрейлины Александры Павловны Александровой», 1855 года (х., м., 85,2х67,5 см, овал, Архангельский музей изобразительных искусств, инв. № Ж-795).

По внешним данным эти три фрейлины не похожи друг на друга. В «Указателе» выставок Академии художеств за 1855 год значится «Портрет фрейлины Е.И.В. Александровой». Но, как было уже отмечено, без каталожных данных и иллюстраций назвать один из портретов этим именем затруднительно.

В статье А.А.Погодиной упоминаются еще два портрета фрейлин – сестер Скрипициных, относящиеся также к 1850-м годам. Очевидно, что для определения имен портретируемых необходимы дополнительные исследования с привлечением иконографического и архивного материала.

На «Портрете неизвестной» 1858 года изображена молодая женщина с темно-каштановыми волосами, гладкой прической на прямой пробор, с карими глазами. Одета в темное платье с белыми прозрачным воротничком, сквозь прорезы длинного рукава виден жемчужно-серый атлас. Костюм и прическа дамы соответствуют дате, указанной в подписи.

До экспертизы произведение подвергалось реставрации: под авторский холст были подведены дублировочные кромки, холст с оборота зачищен. На крестовине старого овального подрамника имеется бумажная наклейка с надписью: «Пелагея Михайловна Кованько, рожд. Басова, жена Алексъя Ивановича К.».

Не исключено, что при реставрации надпись была перенесена с оборота холста на бумагу. В 1861 году на выставке в Академии художеств был показан «Портрет генерала Кованько» кисти художника Г.И.Яковлева (без указания имени генерала). Можно предположить, что на нашем портрете изображена его жена, то есть Яковлев в 1858 и 1861 годах написал парные портреты супругов Кованько. Тогда определяется и полное имя генерала: Алексей Иванович Кованько.

Портреты выполнены на профессиональном уровне, органично входят в ряд известных произведений Г.И.Яковлева и дополняют список его работ.

Л.В.Гельенек
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря, Москва

 

Партнери


 
 
 
 
 

 




Час роботи

Понеділок-четвер - з 10:00 до 18:00

П'ятниця - з 10:00 до 17:00

Субота, неділя - вихідний 

Під час дії воєнного стану працюємо за попередньою домовленістю.

Контакти

Адреса: Київ, Кияновський провулок, 3-7,

офіс 203

Tел: +38 044 272 3745,  +38 067 810 2898 (офіс-менеджерка), +38 093 843 8799 (директорка)

Email: info@art-lab.com.ua