Home Статті Техника живописи В. И. Зарубина

ArtLab

JA slide show

Техника живописи В. И. Зарубина

Творческая биография Виктора Ивановича Зарубина (1866, Харьков – 1928, Ленинград) и его художественное наследие до сих пор остаются мало изученными. Возможно, одна из причин этого – отсутствие достаточного количества работ в собраниях музеев: например, в Русском музее хранится всего лишь 9 картин и 2 рисунка. На сегодняшний день в связи с развитием антикварного рынка картины В.И.Зарубина стали весьма популярны. За последние несколько лет на экспертизу в Русский музей поступило 35 произведений с авторством Зарубина из частных коллекций. Из этих 35 мы выбрали 22 картины и в основу выбора положили сначала шаткий критерий качества. Картины были исследованы под микроскопом, в свете видимой люминесценции, в инфракрасной области спектра, рентгенографированы, обязательной была и макросъемка фактуры. Во многих случаях проводился рентгенофлуоресцентный анализ состава пигментов. Полученные результаты послужили материалом для изучения техники живописи В. И. Зарубина.

Начнем с краткой биографической справки. Виктор Иванович Зарубин окончил физико-математический факультет Харьковского университета. В начале 1890-х годов занимался в художественной студии Е.Е.Шрейдера. С весны 1893 по сентябрь 1896 года жил в Париже и обучался в академии Р.Жюльена у Ж.Лефевра и Т.Робера-Флери. Его картины неоднократно появлялись на выставках «Салона». Работая летом в Бретани и Нормандии, он был настолько очарован местными пейзажами и повседневной жизнью рыбацких деревень, что эта тема стала основной в его творчестве. Вернувшись в Петербург в 1896 году, он поступил в Академию художеств в пейзажную мастерскую А.И.Куинджи в возрасте 30 лет уже вполне сформировавшимся художником. Об этом времени и о В.И.Зарубине пишет его соратник по Академии художник Аркадий Александрович Рылов в своих «Воспоминаниях»: «…его картины были настолько мастерски написаны, с европейской культурой, что мне казалось тогда – Зарубину нечему учиться у нас».

Помимо нормандских мотивов сродни излюбленных сюжетов художника – украинские пейзажи с белыми мазанками и фигурами крестьянок, а также наполненные тишиной и гармонией монастырские пейзажи с одинокими фигурами монахов. Они повторяются в различных вариантах и делают его произведения легко узнаваемыми. На протяжении всего зрелого периода творчества (1900-1920-е) как тематика, так и художественная манера мастера не претерпевали существенных изменений. В причудливо изогнутых кронах и стволах деревьев ощущается влияние модерна, а декоративное понимание цвета и обобщенность форм усвоены Зарубиным у своего учителя Архипа Ивановича Куинджи.

Автор всегда подписывал свои произведения, но редко ставил дату, поэтому практически невозможно проследить хронологическую последовательность его многочисленных работ. Среди исследованных пейзажей наиболее ранним оказался этюд «Стволы деревьев». В этой работе манера и художественные пристрастия Зарубина уже достаточно хорошо заметны. От более позднего «Этюда с деревом» его отличает большая реалистичность, а также классическая техника с использованием охристого подмалевка.

В.И.Зарубин одинаково виртуозно работал в различных техниках, особенно ему удавались небольшие пейзажи. А.А.Рылов вспоминает: «За чайным столом у себя Виктор Иванович постоянно рисовал акварелью или гуашью композиции на свои любимые темы. Это были прелестные маленькие картинки, которые охотно раскупались коллекционерами». В собрании Русского музея есть такие работы, выполненные гуашью – «На огонек» (6,5х11 см), акварелью – «Пейзаж с мостиком» (29,5х41,5 см) и темперой – «Ловля креветок» (10х16,3 см).

Интересен характер подготовительного рисунка, видимый в инфракрасной области спектра (-1,3 микрона). Лучше всего его можно разглядеть на снимках, сделанных при исследовании акварели – «Пейзаж с мостиком» и картины «Осенний пейзаж с лодкой». Рисунок в работах Зарубина достаточно свободный и далеко не всегда соответствует видимому изображению. В больших картинах он прекрасно виден под микроскопом на незаписанных участках грунта или основы, например, в картине «Нормандия. На берегу» из ГРМ. Однако в маленьких работах, выполненных, как этюды на одном дыхании, рисунок не был обнаружен.

Любопытные результаты получены при рентгенографировании картин Зарубина. На нескольких пейзажах в местах осыпей под микроскопом были обнаружены нижележащие слои живописи. К этому факту мы относимся очень внимательно, так как многие подделки делаются с использованием старых картин. Таких работ Зарубина с нижележащей живописью среди исследованных 40 около 10 штук, причем одна из них под названием «Последние лучи» 1921 года принадлежит ГРМ. Две рентгенограммы с этой картины, склеенные на компьютере, наглядно представляют нижележащее изображение с сидящей натурщицей. На рентгенограмме с картины «Украинское село перед грозой» отчетливо виден нижележащий мужской портрет с галстуком-бабочкой. Судя по тому, что в творчестве Зарубина произведений на другие темы кроме жанровых пейзажей не встречается, можно предположить, что художник из-за нехватки материальных средств использовал чьи-то учебные работы. Скорее всего, вторичное использование старых холстов было вызвано общим тяжелым материальным положением в стране. (Одна из картин с нижележащим изображением датируется  1921 годом). Еще одно косвенное подтверждение этому мы находим в воспоминаниях А.А.Рылова о жизни художников в это время: «В.И.Зарубин приходил тихий, грустный; ему очень трудно жилось». Среди всех исследованных способом рентгенографирования картин наиболее выразительной, то есть дающей верное представление о технике живописи Зарубина, оказалась рентгенограмма с упомянутой ранее картины «Нормандия. На берегу» (1919) из собрания ГРМ. Она написана на фанере без грунта. В основном же произведения Зарубина  выполнены на грунтованных холстах, и часто имеют нижележащую живопись, что меняет рентгенографическую картину и нивелирует характерные особенности построения форм. К ним относятся показанные ранее рентгенограммы с нижележащим изображением, где ни авторский мазок, ни верхний красочный слой практически не читаются.

Одна из характерных особенностей авторского почерка в пейзажах Зарубина – это видимый глазом короткий фактурный мазок широкой полусухой кистью, оставляющей глубокие бороздки в красочном слое. Выразительная фактура живописи свойственна лучшим работам художника. В этюде «Городок» женские фигуры написаны несколькими точными вертикальными мазками, столь же выразительна живопись в картине «Монахи». Под кроны и стволы деревьев, дома и фигуры людей художник обычно оставляет место, а не пишет поверх фона. Так в картине «Нормандия. На берегу» фактурные мазки неба подведены к фигурам людей, а мазки, имитирующие водную гладь, - к деталям переднего плана. Такой прием предполагает наличие подготовительного рисунка для основных элементов композиции.

Проведенное исследование элементного состава пигментов (примерно в 12 эталонных картинах) показало, что в качестве красного пигмента художник использовал киноварь. Ни в одной из его достоверных работ не был обнаружен красный кадмий. В отношении остальных пигментов можно сказать, что они типичны для этого времени: цинковые белила, хромовая зелень, охры, иногда синий кобальт и др.

Полученные результаты исследований помогли разделить картины на две группы, отличающиеся качеством живописи и уровнем исполнения. Наряду с красивыми профессионально написанными произведениями часто попадаются небрежно исполненные, более слабые работы. Последние встречаются чаще среди картин советского периода. Они отличаются сглаженной фактурой и бесформенным мазком от избытка масла в связующем. В результате на поверхности красочного слоя образуются характерные сседания. Например, к ним относится работа « В парке». По имеющейся на тыльной стороне надписи: «III акт «Продавец птиц» можно предположить, что это эскиз для декораций к известной оперетте австрийского композитора К.Целлера. Она могла быть исполнена Зарубиным в 1920-1921 годах, когда художник заведовал декорационной частью в антрепризе М.Ксендзинского и А.Феона. Такие же повреждения поверхности есть и в уже знакомой картине «Последние лучи» 1921 года из ГРМ.

В заключение хочется отметить, что творческое наследие Зарубина достаточно велико. Художник активно выставлял свои произведения на выставках Общества акварелистов, Общества поощрения художеств, Общества имени А.И.Куинджи и др. Только в 1927 году на выставке общества имени А.И.Куинджи экспонировалось 12 его работ. После революции он много занимался организацией выставок советских художников. Мы надеемся, что показанный материал поможет экспертам в атрибуции и датировке подлинных произведений Виктора Зарубина – художника с ярко выраженным творческим лицом.

В.Н.Петрова
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Партнери


 
 
 
 
 

 




Час роботи

Понеділок-четвер - з 10:00 до 18:00

П'ятниця - з 10:00 до 17:00

Субота, неділя - вихідний 

Під час дії воєнного стану працюємо за попередньою домовленістю.

Контакти

Адреса: Київ, Кияновський провулок, 3-7,

офіс 203

Tел: +38 044 272 3745,  +38 067 810 2898 (офіс-менеджерка), +38 093 843 8799 (директорка)

Email: info@art-lab.com.ua