Home Статьи Типологические особенности произведений С. Васильковского

ArtLab

JA slide show

Типологические особенности произведений С. Васильковского

There are no translations available.

Произведения известного украинского художника С.И.Васильковского находятся во многих государственных музеях и частных коллекциях. Практический опыт изучения творческого наследия живописца указывает на существование наряду с оригиналами, как явных подделок, так и работ спорного характера

Например, известны случаи, когда поздняя подпись стоит на картине, по ряду признаков отвечающей живописной манере Васильковского. В связи с этим появилась необходимость выявления типологических особенностей произведений мастера, что позволяет более объективно проводить комплексный анализ его работ.

Большинство произведений художника имеют небольшой горизонтальный формат и выполнены в технике масляной живописи на твердой основе. Это определяло как выбор материалов, так и характер формальных изобразительных средств. Самый распространенный размер работ – 24х36 см. Особенно часто он стал использоваться живописцем со второй половины 1880-х годов. В качестве основы многих произведений выбиралась фанера или деревянная доска с широкими скосами на тыльной стороне. В случаях выбора холста он нередко для усиления прочности наклеивался на картон.

Значительная часть известных работ художника с подписью на лицевой стороне «С.Васильковскiй» в правом или левом нижних углах. В ранних произведениях рядом встречается надпись с датой или названием изображенного места. Примерно с пенсионерской поездки за границу иногда появляются подписи с полным написанием имени «Сергъй». Тогда же можно отметить появление пояснительных надписей в центре оборотной стороны картины, например, «Ярмарка въ Полтавщинъ», «Праздникъ въ слободъ», «Въ ожиданiи перевоза у Cвятых горъ (Харьковщина)» и др. Мелкий почерк со специфическим написанием некоторых букв, традиционным размашистым завершением подписи легко узнаваем в авторских произведениях.

В творчестве Васильковского имеются изображения российских столичных городов, например, Москвы и Петербурга, далекой Италии, Испании или Франции, но главной темой его произведений всегда была Украина, родная Харьковщина. С огромной любовью и знанием жизни народа своей земли художник создавал поэтические образы украинской природы. Несмотря на повествовательность и внимание к деталям национального быта, живописец стремился придать произведения обобщающие, типические черты. Отсюда появление независимо от сюжета и формата картины уравновешенной панорамной композиции, принципы построения которой он постиг на академических занятиях М.К.Клодта и В.Д.Орловского. Только у Васильковского она получает свои характерные черты: линия горизонта почти всегда проходит около центра картины, что позволяет совместить развернутые ближний и средний планы с узким далевым фрагментом ландшафта. При этом очертания форм дальнего плана будто растворяются в условной сероватой дымке, контрастируя с четкими изображениями вблизи. Несмотря на небольшой формат произведений фигуры людей, деревенские постройки, предметы домашнего быта и животные обычно помещаются на среднем плане. Это давало возможность сделать более наполненным живописный «рассказ» и придать запечатленному пейзажу некую монументальность. Очертания различных форм подчиняются ритму горизонталей. Например, нередко в произведениях встречаются вытянутые сужающиеся справа налево контуры, будь-то тень от человека или травянистый участок земли.

В произведениях Васильковского можно выделить повторяющиеся изображения людей, предметов, архитектуры и участков пейзажа. Например, выявляются аналогии не только в передаче одежды крестьян, но также повторения их позы или ракурса. Художник нередко пишет людей со спины, при этом будто несколько смещает изображение головы по отношению к плечам. Произведения мастера характеризуются также насыщенностью и даже пестротой красочных пятен, светотеневым контрастом. Химический анализ выявляет особенности состава пигментов.

Подготовительный рисунок в определенных местах наносился палочкой или тонкой кистью. Это могли быть контуры людей, облаков, построек, линия горизонта и т.д. Краска не всегда покрывает рисунок, оставляя узкую незаписанную линию по краю формы. Это усиливает выразительность изображения, сохраняя фактурный характер мазка, свободно лепящего саму форму. Васильковский активно использовал растирки и соскобы красочного слоя мастихином. Особенно показательно это в передаче почти-что брызгами зелени листвы.

В качестве исследуемого материала использовались произведения из собрания ГРМ и частных коллекций.

С.В.Кривонденченков
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Партнеры



 

 
 
 
 
 

 




Время работы

 

 понедельник-четверг - с 10.00 до 18.00

пятница - с 10.00 до 17.00

суббота, воскресенье - выходной 

 

Рекомендуется предварительная запись.  

 

Контакты


Адрес: Киев, Кияновский переулок, 3-7, офис 203 

Tел: +38 (044) 2723745
Email: info@art-lab.com.ua