Home Articles Исследование произведений И.Э.Грабаря из фондов Закарпатского областного художественного музея

ArtLab

JA slide show

Исследование произведений И.Э.Грабаря из фондов Закарпатского областного художественного музея

Данное исследование продолжает цикл работ, посвященных исследованию эталонных произведений живописи, созданных в ХХ веке.

Нами предпринята попытка исследовать полотна художников, живших и работавших в ХХ веке.

С любезного согласия директора Закарпатского областного художественного музея Зайцева Олега Дмитриевича предоставлена возможность исследовать произведения живописи художников Закарпатской школы: Адальберта Михайловича Эрдели, Иосифа Иосифовича Бокшая, а также известного русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря.

Доклад посвящен результатам исследования произведений живописи Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960). Природа наделила И.Э.Грабаря многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.

И.Э.Грабарь родился в 1871 г. в Будапеште. В 1876 году родители Грабаря, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, поселились в России. После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее (1882-1889). Осенью 1889 года, восемнадцати лет от роду, почти без гроша в кармане Грабарь едет в Петербург. Поступает в университет, учится там в течение четырех лет на двух факультетах сразу – юридическом и историко-филологическом – и упорно готовится к поступлению в Академию художеств, куда блестяще поступает в 1894 году. В 1895 году он оказывается в мастерской очень почитаемого им Ильи Репина. Летом 1895 года на каникулах Грабарь совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его настолько потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже – работы постимпрессионистов (Винсента Ван Гога, Поля Сезанна и Поля Гогена), что Грабарь на протяжении 1896-1900 годов колесит по Европе «с целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования» (Грабарь И.Э. «Моя жизнь»: Автомонография. – М., 1937 г.).

В 1900 году Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается, по признанию художника, самый его «творческий период». Он вновь после долгой разлуки влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы. Грабарь пишет на открытом воздухе, учитывая достижения французских импрессионистов, но, не желая слепо им подражать, пишет по-русски, любя «вещественность и реальность». В своих пейзажах Грабарю удалось создать еще один, новый (после русских пейзажистов XIX столетия), обобщенный образ русской природы.

С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь много занимается живописью и особенно увлекается портретом. Он изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов.

Разумеется, он продолжает писать пейзажи, предпочитая по-прежнему снег, солнце и радость жизни.

«Лучший отдых есть перемена работы», - говорил художник. Если он не писал картины, то преподавал, выступал, готовил выставки или занимался искусствоведческими исследованиями. Смерть застала его за работой над новым многотомным изданием «Истории русского искусства».

«Надо считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал», - говорил о нем С.В.Герасимов.

Коллекция Закарпатского областного художественного музея представлена 26 картинами И.Э.Грабаря. Это пейзажи, портреты, натюрморты. Наиболее ранняя работа – «Золотая осень», х.; м., 80х60, датирована 1955 годом. Все работы были переданы автором в дар музею.

Нами исследованы все 26 картин И.Э.Грабаря.

Исследование проводилось в нескольких направлениях:

     1.Визуальный анализ холстов, использованных при написании картин.

Исследование основ, использованных художником, показало, что картины И.Э Грабарь писал на холстах разной фактурности. Для реализации своих живописных замыслов художник использовал в качестве основы «мешковину», среднезернистые (по типу «театрального») и тонкие холсты. Исследована также работа, выполненная на картоне: «Портрет Грабарь-Мищериной» (1930 г., к.; м., 68х56).

     2.Исследование грунтов (визуально и с отбором проб).

Следует отметить, что среди 26 исследованных картин только одна работа – «Пионы» (1953 г., х.; м., 91х75,5) – написана на холсте с фабричным грунтом. Художник для своих картин использовал исключительно холсты с авторским грунтом. Об этом красноречиво свидетельствуют фактурные уплотнения на оборотной стороне холста, образовавшиеся вследствие прохождения достаточно неоднородной грунтовочной массы, и отсутствие грунта на кромках холста.

Исследование грунтов проводилось только для тех работ, на которых грунтовочная масса выходила на оборотную сторону холста. Состав грунтов определен методом ИК спектроскопии. Наполнитель авторских грунтов – либо чистые цинковые белила, либо цинковые белила в смеси с баритовыми белилами или мелом.

     3.Исследование пигментного состава и стратиграфии живописи.

Исследования проводили следующим образом: со всех работ отобраны микропробы красочного слоя; изготовлены микрошлифы поперечных срезов живописи, структура живописи изучена в отраженном поляризованном белом свете и в свете видимой люминесценции, возбуждаемой УФ лучами. Состав пигментов красочного слоя определен методами микрохимического, термохимического, люминесцентного и эмиссионного спектрального анализов.

Палитра художника ограниченна.

Белила – преимущественно цинковые. Встречаются работы, где белые красочные слои написаны свинцовыми белилами, а цветные пигменты содержат цинковые белила («Груши», 1921 г., х.; м., 49х80; «Портрет Ольги Адольфовны Грабарь», 1924 г., х.; м., 89,5х70). В работах «Карусель» (1925 г., х.; м., 83х81), «Портрет художника-искусствоведа П.И.Неродовского» (1931 г., х., к.; м., 92,5х68) обнаружены свинцово-цинковые белила.

Желтые пигменты – исключительно желтый кадмий.

Красные пигменты – преимущественно органические. Только в трех работах («Натюрморт. Банка с вареньем», 1904 г., х.; м., 49,5х49; «Портрет художника-реставратора С.С.Чуракова», 1954 г., х.; м., 80,5х80,5; «Иней при восходе солнца», 1955 г., х.; м., 72,5х89) обнаружена киноварь. Красный кадмий в смеси с органическими пигментами найден в следующих работах: «Девушка в голубой кофточке», 1940 г., х.; м., 63,5х48; «Е.М.Ярославский», 1940 г., х.; м., 126х116; «Проходной двор в Замоскворечье», 1941 г., х.; м., 61х61,5; «Портрет президента Академии искусств СССР А.Герасимова», 1942 г., х.; м., 79,5х66,5. Как видно, эти работы датированы узким промежутком времени.

Синие пигменты – это практически все известные синие пигменты. Синий кобальт, ультрамарин встречаются во все годы с равной вероятностью. Берлинская лазурь – редко и только в 1930-1940 годах. В пяти работах обнаружен церулеум (в смеси с синим кобальтом или ультрамарином).

Зеленые пигменты – преимущественно изумрудная зеленая; встречаются также зеленый кобальт и составная зеленая (фабричная), зеленый хром.

Художник часто использовал такой пигмент, как кобальт фиолетовый.

Красочные слои преимущественно пастозные, а живопись многослойная. Для художника характерно письмо «по-сырому».

Все работы, кроме одной, подписаны и датированы. Подписи чаще всего наносились по сухому красочному слою.

Таким образом, основными экспертными (технологическими) признаками работ И.Э.Грабаря можно считать следующие:

     1) преобладание холстов с авторским грунтом;

     2) наличие в работах исключительно свинцовых, свинцово-цинковых и цинковых белил (при отсутствии других белил: баритовых, титановых, даже в качестве примесей);

     3)преобладание среди красных пигментов люминесцирующих пигментов.

     Мы считаем, что полученные нами результаты заинтересуют не только исследователей, но и специалистов в области экспертизы, и надеемся на дальнейшее сотрудничество с музеем.

Распопина В.А., Кравченко Е.Г.
Национальный научно-исследовательски й реставрационный центр
г. Киев, Украина

 

Partners


 
 
 
 
 

 




Working hours

Monday-Thursday - from 10:00 to 18:00
Friday - from 10:00 to 17:00
Saturday, Sunday - closed
During martial law, we work by prior arrangement.

Contacts

Address: Kyiv, Kyianivskyi lane, 3-7, office 203

Telephone: +38 044 272 3745,  +38 093 843 8799

                     +38 067 810 2898
E-mail: info@art-lab.com.ua