Home Articles Красноярские «Иконы на холсте»

ArtLab

JA slide show

Красноярские «Иконы на холсте»

«Иконы на холсте» - закономерный этап развития иконописи – часто воспринимается искусствоведами и любителями русского искусства равнодушно или даже негативно. Однако известно, что уже к середине XVIII века этот «технологический тип» религиозных произведений получает значительное распространение  в России. К этому времени «иконы на холсте» перестают быть исключением, редкостью: они создаются иконописцами в традиционных центрах иконописи, становятся популярными во вновь образованных иконописных мастерских Сибири и Урала, работы «народных иконописцев» также все чаще выполняются на холсте. «Иконы на холсте» становятся явлением массовым и, следовательно, являются существенной частью живописного наследия нового времени. Разные по своему качеству и художественному уровню, они представляют несомненный интерес и как следующий этап развития иконописи, и как одна из объективных характеристик художественной атмосферы новой эпохи.

Сохраняя каноническую структуру культового произведения – назначение, тип композиции, основные приемы письма и т.д., иконы все чаще выполняются в новой для религиозных образов технике. Используется холст, как более дешевая и простая при подготовке основа, который предполагает работу в технике масляной живописи. Осваиваемая иконописцами техника масляной живописи подсказывает в свою очередь более ей соответствующие приемы письма, в результате претерпевает изменения художественная структура создаваемых произведений. Выполненные на холсте иконы приобретают своеобразные стилистические черты, отражающие, конечно же, новое время и новое мировоззрение, но и новые технологические приемы, во многом определившие особенности религиозных произведений XVIII-XIX веков.

Систематическое изучение «икон на холсте», как самостоятельного и массового явления в иконописи, начинается только в конце ХХ века. Значительная часть исследований и публикаций принадлежит историкам и искусствоведам Сибири и Урала, что представляется неслучайным. Для этого региона XVIII век оказывается периодом формирования и расцвета иконописного дела, а «иконы на холсте» - существенной и важной частью художественного наследия. Активное освоение и заселение Сибири сопровождалось ввозом многочисленных икон из традиционных центров иконописи. Однако строительство новых церквей требовало многих иконостасов в очень короткие сроки, а рост населения этого региона предполагал также создание «домашних» икон. Повышенный спрос на произведения религиозного назначения естественно стимулировал формирование уже местных иконописных центров. Синтезируя основные традиции и приемы иконописи, сибирские мастера активно обращаются и к достаточно новой технике писания маслом на холсте. Интересно, что писание икон на холсте осваивают и «народные иконописцы». В это время в Сибири писать иконы мог практически любой – иконописные образцы нужно было только «освятить в консистории».

Таким образом, на территории Сибири уже во второй половине XVIII века создается значительное количество икон на холсте, характеризующих становление иконописного дела в этом регионе. Можно даже сказать, что формирование и расцвет иконописи в Сибири оказывается во многом связанным именно с иконами, выполненными на холсте.

К счастью, существенная часть «икон на холсте», созданных во второй половине XVIII – начале XIX веков местными мастерами, сохранилась в запасниках музеев Сибири и Урала. В настоящее время наиболее художественно значимые из этих произведений уже экспонируются в музеях и на выставках и привлекают внимание исследователей русского искусства. Примером иконописи Сибири конца XVIII – начала XIX веков оказались «иконы на холсте» из собрания Красноярского краеведческого музея, поступившие на реставрацию в отдел масляной живописи ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря. Технологические и стилистические особенности этих произведений показались нам  важными и интересными для исследования.

Изучаемые произведения были обозначены в актах поступления как «иконы на холсте», выполненные, предположительно, в технике масляной живописи. Благодаря изысканиям сибирских искусствоведов стало известно происхождение этих произведений. Все они принадлежали красноярским храмам и были созданы местными иконописцами в конце XVIII – начале XIX веков.

Тематически изучаемые произведения делятся на несколько групп: 1) посвященные ветхозаветным сюжетам; 2) связанные с событиями Нового завета, причем среди них пять икон «Положение во гроб» и образы (изображения) церковных иерархов.

Стилистически исследуемые произведения имеют преимущественно сходные черты: упрощенный рисунок, приземистые пропорции фигур, простые цветовые отношения, плоскостность и обобщенность композиционного решения, при создании канонической схемы композиции характерно упрощение деталей. Однако перечисленные особенности в целом не воспринимаются как негативные. Доброта, чистота и радостность определяют духовное содержание этих произведений. Упрощенные по форме, привлекательные и значительные по сути они имеют несомненную художественную ценность.

Известно, что в последней четверти XVIII века в Красноярске работали около 10 иконописцев, например, династии Хозяиновых, работали и народные мастера. Мы не знаем достоверно, кем были созданы изучаемые произведения – в них ощущаются и профессиональные навыки (причем в ряде работ очевидно влияние западноевропейских источников), присутствуют и особенности, свойственные творчеству народных иконописцев. В нашем случае можно только по достоинству оценить не только неоднократно повторенные плащаницы, но оригинальные и художественно значимые произведения, характеризующие иконописное дело Сибири конца XVIII –начала ХIХ веков.

Лаконичность художественных черт изучаемых произведений кажется органически связанной с их технико-технологическими характеристиками. Использованные иконописными мастерами материалы и приемы также очень просты. Исследуемые произведения выполнены на домотканых  холстах. В основном это среднезернистые холсты средней плотности, прямого плетения, несколько работ имеют сшивные основы. Холсты грунтованы вручную, главным образом грунт однослойный, тонкий, плотный. Характерен белый грунт в ветхозаветных композициях и в плащанице «Положение во гроб» с мелом в качестве основной составляющей наполнителя и с эмульсионным или масляным связующим. Изображения архиереев, а также ряд работ с изображением святых выполнены по темным, охристым однослойным грунтам. Красочный слой у всех изучаемых произведений тонкий, плотный и зрительно чуть «суховатый». Результаты химических исследований показали, что связующим красочного слоя всех произведений является масло. Сами иконописные образы выполнены в упрощенной манере, по привычному для их автора рисунку. Однако простые, но звучные цветовые отношения компенсируют излишнюю лаконичность письма. Хочется отметить, что в красочных замесах часто встречается оранжевый сурик, в синей и голубой красочных пастах использована берлинская лазурь.

Собранные нами технологически сведения не явились неожиданными и новыми, но представляются важными как характеристики целой группы одновременных по времени и месту создания произведений. Наиболее существенным нам кажется подтверждение масляного связующего в красочном слое, что позволяет говорить о реальном освоении техники масляной живописи в иконописном деле Сибири в конце XVIII веке.

Выбранные для изучения «иконы на холсте» из собрания Красноярского краеведческого музея представляют лишь небольшую часть разнообразного и еще очень мало изученного искусства Сибири XVIII-XIX веков. Большая часть изучаемых работ уже отреставрирована и находится в музее. Хочется подчеркнуть, что в отделе реставрации масляной живописи была принята реставрационная программа, направленная на максимальное сохранение первоначального облика этих произведений. Подобранная методика укрепления красочного слоя и устранения деформаций основы позволила избежать дублирования авторских холстов.

Совместно собранный исследователями красноярских «икон на холсте» (химиками, реставраторами и искусствоведами) технологический материал, конечно же, не является в настоящее время достаточно полным и объективным. Мы представляем только начало нашей работы и надеемся на сотрудничество специалистов, также интересующихся этой областью иконописного дела России.

Н.Н.Титова
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря, Москва

 

Partners


 
 
 
 
 

 




Working hours

Monday-Thursday - from 10:00 to 18:00
Friday - from 10:00 to 17:00
Saturday, Sunday - closed
During martial law, we work by prior arrangement.

Contacts

Address: Kyiv, Kyianivskyi lane, 3-7, office 203

Telephone: +38 044 272 3745,  +38 093 843 8799

                     +38 067 810 2898
E-mail: info@art-lab.com.ua