Home Articles Ошибочные атрибуции портретов О. А.Кипренского

ArtLab

JA slide show

Ошибочные атрибуции портретов О. А.Кипренского

В 2004 году издательство «Новый ключ» выпустило книгу «Люди Александровской эпохи на портретах О.А.Кипренского», написанную малоизвестным историком Е.Н.Перкиным. Книга эта не только не содержит ничего нового о творчестве художника и в определении персонажей на его портретах, но является примером того, как автор, не обладая достаточным знанием исторических реалий, бытовавших в первой четверти XIX века, часть помещенных в книге портретов определил ошибочно, а другие портреты неверно аннотировал.

Например, портрет неизвестного в штатской одежде, исполненный Кипренским итальянским карандашом в 1812 году, определил как Павла Львовича Батюшкова – дядю поэта К.Н.Батюшкова. Определение этого портрета, находящегося ныне в Государственном русском музее, является грубой ошибкой по той причине, что П.Л.Батюшков в 1812 году был генерал-майором и состоял в должности члена Совета Инспекторского департамента Военного министерства и имел ордена св. Анны 2-ой степени с алмазами и св .Иоанна Иерусалимского командорской степени, а также золотую медаль Земского войска, как явствует из его именного указания, помещенного в Месяцеслове на 1812 году и формулярном списке на 1818 год, находящемся в РГВИА. Состоя на действительной службе генералом, П.Л.Батюшков не мог носить штатского платья, он обязан был быть одетым в генеральский мундир или в генеральский сюртук, если находился вне службы. Штатское платье могло носиться генералами только во время пребывания за границей в отпуске, или по личным делам, или после выхода в отставку. Батюшков же, как и Кипренский, в 1812 году находился в Петербурге, и штатского платья ему не полагалось. Вследствие этого, следует считать, что изобразил Кипренский неизвестного в штатском фраке.

Сомнителен портрет В.П. Кочубея, исполненный Кипренским в 1813 году, по той причине, что в это время Кочубей имел две орденские звезды: св.Александра Невского (получен в начале 1812 года) и св.Владимира 2-й степени (получен в 1808). Обе звезды носились на левой стороне груди.  У персонажа на портрете видна только одна орденская звезда. По атрибуции покойного В.М.Глинки изображен на портрете граф Д.А.Гурьев, занимавший в 1813 году пост министра финансов. У него в то время был орден св.Александра Невского, а орден св.Владимира 3-й степени, носившийся на шее, но без звезды, как мы и видим на портрете.

Ошибочно определен портрет Нелидова Аркадия Ивановича по той причине, что настоящий Нелидов в 1819 году не был генералом, ибо еще 2 ноября 1811 года он был уволен с военной службы и переименован из генерал – лейтенантов в тайные советники и назначен Курским гражданским губернатором, а в 1819 году был переведен в Петербург и назначен почетным опекуном Петербургского Опекунского совета и судьей дворянского Совестного суда. Портрет генерала сделан Кипренским в 1819 году, когда он проживал в Риме, как и явствует подпись под портретом, находящемся в музее искусств в Тбилиси. Генерал одет в парадный генеральский мундир с шитьем в виде дубовых ветвей на воротнике и обшлагах, со звездой ордена св. Анны 1-й степени и с орденом  св. Владимира 3-й степени и командорским крестом св.Иоанна Иерусалимского под воротником мундира, а на левой стороне груди видна дворянская медаль в память 1812 года на владимирской ленте, наполовину закрывающая нашивную матерчатую звезду к ордену св.Иоанна Иерусалимского. Генерал, если он одет в парадный мундир с орденами и при этом находился в Риме, должен был занимать какую-то официальную должность в дипломатической миссии в Риме  или входить в свиту какого-то русского высокопоставленного лица, совершавшего поездку по Италии по приглашению правительства.

Известны портреты нескольких русских генералов, сопровождавших в 1819 году великого князя Михаила Павловича в поездке по Италии, выполненных Кипренским в Риме, как и портрет самого великого князя, находившийся в Третьяковской галерее. Старшим из генералов был И.Ф.Паскевич, командовавший 1-й бригадой 1-й гвардейской дивизии, его портрет также находится в Третьяковской галерее, затем портрет командира 2-й бригады той же дивизии М.Е.Храповицкого и командира Лейб-гвардии Гренадерского полка П.Ф.Желтухина. Кроме того, великого князя сопровождал военный врач доктор Я.В.Виллие 2-й, портрет которого тоже находится в Тбилиси, как и портрет нашего генерала. По спискам генералитету русской армии по старшинству на 1819 год с показанным на портрете набором наград был только генерал-майор Алединский Александр Иванович и именно он показан в должности «кавалера» при великом князе, во время путешествия того по Италии, в книге историка Н.Лалаева «Очерк жизни и деятельности Великого князя Михаила Павловича». Других генералов, кроме перечисленных, в свите великого князя не было.

Таким образом, мы должны считать, что А.И.Нелидов в 1819 году не состоял в свите великого князя, не пребывал в Риме, а позировал художнику генерал-майор Алединский Александр Иванович. Очевидно, что Перкин некритически принял ошибочную атрибуцию искусствоведа Э.Ацаркиной в ее монографии «О.Кипренский» (М., 1948).   

Портрет неизвестного офицера, изображенного Кипренским в 1813 году, и принятого Перкиным за П.Я.Чаадаева, известен мне по книге «Орест Кипренский», написанной Ю.П.Глушаковой и И.Н.Бочаровым в 2001 году. Также на VIII-й конференции по экспертизе и атрибуции я делал доклад об ошибочных атрибуциях портретов в этой книге, в том числе и этого портрета, тоже принятого авторами книги за П.Я.Чаадаева.

Чаадаевым этот офицер никак не может быть, ибо изображен Кипренским какой-то адъютант, поскольку на правом плече у него показан плетеный полуэполет с аксельбантом. Однако из формулярного списка П.Я.Чаадаева за 1814 год явствует, что на протяжении всего 1813 года он не был ничьим адъютантом, кроме того, в 1813 году он не был ни ранен, ни находился в отпуске и потому не мог очутиться в Петербурге, где тогда жил и работал Кипренский. На страницах 124 и 125 книги Перкина приведены два портрета, обозначенных как изображения князя П.И.Шаликова. Один портрет датирован 1813  годом, а второй – 1816 годом. Оба персонажа явно не схожи между собой и, кроме того, человек на портрете 1816 года совершенно лыс, в то время как персонаж на портрете 1813 года обладает довольно-таки основательной шевелюрой. К тому же у них разной формы носы и уши, а глаза у человека на портрете 1816 года более глубоко посажены и губы более полные. Если портрет 1816 года являет нам образ князя Шаликова, то на портрете 1813 года изображен какой-то другой человек. Покойная Н.Н.Гончарова определила его как И.И.Дмитриева, который в 1813 году был министром юстиции, что было ошибкой. Человек на этом портрете изображен в темной фраке с металлическими пуговицами, как полагалось на форменных фраках гражданских ведомств, но у него не показано ни одной награды в то время как у Дмитриева в 1813 году были два ордена со звездами: орден св.Александра Невского и св. Владимира 2-й степени. Будучи министром, Дмитриев обязан был носить эти высокие награды. Кроме того, у Дмитриева другие черты лица, нежели у персонажа нарисованного Кипренским, более широкое лицо с заметно выступающими скулами, прямой нос и иного очертания рот. До того, как Гончарова решила, что рисовал Кипренский И.И. Дмитриева, считалось, что на самом деле – это портрет известного гравера и рисовальщика Н.И.Уткина, с которым Кипренский был хорошо знаком. Два портрета Уткина, написанные В.А.Тропининым в 1841 году, являют нам совершенно определенное сходство с персонажем, которого рисовал Кипренский в 1813 году, что дает нам возможность считать, что изобразил Кипренский на своем рисунке именно Н.И.Уткина, который преподавал в Академии Художеств и, конечно, мог носить фирменный фрак темно-синего цвета с золотыми пуговицами.

На странице 117 своей книги Перкин поместил рисунок, изображавший графа П.А.Строганова и датировал его 1810-и годами. На этом рисунке Строганов показан в профиль, причем хорошо видна косичка на затылке, спускающаяся ниже высокого стоячего воротника. Известно, что косички в прическах генералов и офицеров русской армии были отменены в конце 1806 года, а посему и портрет следует считать исполненным до этого времени. На странице 139 помещен рисунок, изображающий женщину с двумя детьми, сидящую около бюста какого-то генерала со звездой ордена св.Анны 1-й степени и двумя орденскими крестами на шее. Перкин обозначил этот портрет, как семью командира лейб-гвардии Преображенского полка Дризена Георга-Вильгельма, который, по мнению автора, умер от ран, полученных в Бородинском сражении.

В алфавитном указателе С.А.Хамина и В.А.Афанасьева, содержащем списки генералов и офицеров, убитых, раненых и отличившихся в боях и сражениях войны 1812 года и заграничной кампании 1813-14 годов, указывается только один Дризен, которого звали Федор Васильевич, раненый в Бородинском сражении и за отличие в нем произведенный в генерал-майорский чин, но он не погиб в 1812 году, а скончался в 1851 году, будучи военным комендантом в Риге. Орденом св. Анны 1-й степени был он награжден в 1825 году, так что показан на рисунке явно не он. В списке генералов и офицеров, участвовавших в Бородинском сражении, составленном сотрудниками РГВА Васильевым и Алексеевым, действительно указывается, что командиром Преображенского полка был Егор Васильевич Дризен, очевидно Георг-Вильгельм Дризен так именовался в русской транскрипции, но в сноске значится, что в Бородинском сражении он не участвовал, поскольку был болен и находился в передвижном госпитале в Можайске, а командовал полком, находившимся в резерве и в сражении не принимавшем участия, полковник Б.В.Полуектов. В книге сотрудника Бородинского военно-исторического музея Д.Г.Целорунго «Офицеры русской армии – участники Бородинского сражения», Е.В.Дризен тоже не указывается. Нет его и в списках генералитета русской армии на 1812-1815 годы, так что рисовал Кипренский членов семьи какого-то другого генерала.

В аннотации к портрету Б.Б.Леццано на странице 143-144 Перкин пишет, что «…в последние годы своей жизни Леццано управлял несколько лет Сибирскими губерниями». Однако в справке о Б.Б.Леццано в «Сибирской библиографии» П.И.Пижемского и В.А.Кротова (Иркутск, 1911. С.201) значится, что он управлял Восточной Сибирью до 1806 года, а поскольку умер он в 1827 на 88-м году жизни, что управление таковое происходило задолго до его кончины. Также Перкин указывает, что Кипренский рисовал Леццано в Париже в 1822 году. Крайне сомнительно, чтобы Леццано, будучи в весьма пожилом возрасте, ездил в указанное время в Париж и позировал Кипренскому в старом генеральском мундире, существовавшем до 1808 года, когда было введено шитье в виде дубовых ветвей на воротники генеральских мундиров и были даны эполеты. Притом будучи в заграничном вояже, генералы не носили своих мундиров, если не состояли в каких-либо официальных должностях при русских дипломатических миссиях, как указывалось выше, а Леццано после выхода в отставку в 1806 году более нигде не служил.

На странице 168 своей книги Перкин поместил репродукцию портрета обер-офицера, сделанного Кипренским в 1823 году и обозначил его, как изображение Д.Н.Шереметьева. Однако в монографии о Кипренском В.М.Зименко этот  же портрет назван изображением графа С.П.Бутурлина и так же представлен он в монографии о творчестве художника, написанной О.Алленовой. У графа Д.Н.Шереметьева на известном живописном портрете, выполненном Кипренским в 1824 году, черты лица отличаются от облика С.П.Бутурлина. Более густые дугообразные брови, седловидный нос, полные губы и иного очертания куафюра. Таким образом, можно сделать вывод, что автор книги о деятелях Александровской эпохи на портретах, выполненных Кипренским, не только не проверил ранее проведенные атрибуции, но и допустил много ошибок в своих определениях персонажей, портреты которых значились как неизвестные. Атрибутирование неизвестных портретов требует знания униформологии, фалеристики, исторических реалий прошлого и просто знания отечественной истории и справочной литературы, чего, однако, не было в нужной мере у Перкина.

А.М.Горшман
ОАО «Моспроект», Москва

 

Partners


 
 
 
 
 

 




Working hours

Monday-Thursday - from 10:00 to 18:00
Friday - from 10:00 to 17:00
Saturday, Sunday - closed
During martial law, we work by prior arrangement.

Contacts

Address: Kyiv, Kyianivskyi lane, 3-7, office 203

Telephone: +38 044 272 3745,  +38 093 843 8799

                     +38 067 810 2898
E-mail: info@art-lab.com.ua