Home Articles О датировке одной работы Константина Коровина

ArtLab

JA slide show

О датировке одной работы Константина Коровина

При исследовании произведений художников, чья творческая биография хорошо известна, важны детали, иногда позволяющие достаточно точно датировать то или иное произведение автора.

В 2002 году в отделе научной экспертизы ВХНРЦ им. И.Э Грабаря проводилось исследование работы Константина Алексеевича Коровина (1861-1939) «В мастерской художника» (К., м., 59,2х54 см; частное собрание). Подпись и дата на произведении отсутствовали. На обороте картона с этикеткой фирмы-производительницы художественных материалов «Botticelli» сохранилась надпись следующего содержания: «В мастерской К.Коровина./ Работа Конст.Коровина/ Собр […]/ Картон обрезан вместе с подписью/». Авторский картон действительно был обрезан снизу. Если судить по наиболее употребляемым размерам в этюдных работах К.Коровина, то формат основы мог быть уменьшен примерно на 4-5 см.

При визуальном осмотре авторство К.Коровина не вызвало сомнений. Необходимо было исследовать данное произведение при использовании современных технологических методов, включающих и рентгенографическое исследование.

В результате комплексного исследования авторство К.Коровина было подтверждено. Авторской манере художника соответствовал порядок построения красочного слоя, подготовительный и завершающий кистевой рисунок, характерная форма разнообразного фактурного мазка. Проведенное рентгенографическое исследование выявило светотеневую картину, характерную для подлинных работ К.Коровина, выполненных в технике масляной живописи.

Предстояло решить вопрос о датировке. Здесь основную роль сыграли сюжеты картин, изображенных художником в интерьере своей мастерской.

В левой части интерьера изображен «Женский портрет» в золоченой раме (т.е. – законченный и ожидающий заказчика). Именно этот портрет, датированный 1920 годом, проходил экспертизу в нашем отделе еще в 1993 году. «Женский портрет» (х., м., 87х65,5; частное собрание) удивительно точно запечатлен художником – только сам автор мог так точно передать идентичную систему цветовых пятен в двух портретах, реальном и изображенном, а также мелким мазком запечатлеть характерную форму багета, использовавшуюся самим художником.

В правой части коровинской мастерской мы видим фрагмент другого портрета, композиция которого позволяет связать его с еще одной известной работой художника, также датированной 1920 годом и также проходившей исследование в Центре И.Грабаря. Это – работа К.Коровина с условным названием «танцовщица у окна» (х., м., 98х70,5; частное собрание).

В центре мастерской изображена стоящая на полу картина – деревенский пейзаж, который, по аналогии с другими известными пейзажными работами художника, относящимися к русскому периоду творчества, смело может быть отнесен к т.н. «охотинским» пейзажам К.Коровина 1920-х годов.

Тот факт, что глядя на полотна, изображенные в интерьере, прекрасно понимаешь, что так изобразить «авторские» произведения мог только сам Коровин, еще раз подтверждает правдивость надписи на обороте картона и подлинность самой работы.

Исходя из датировок известных картин, изображенных на произведении К.Коровина «В мастерской художника», можно сделать вывод, что оно было выполнено между 1920 и 1923 годами, когда художник навсегда покинул свою московскую мастерскую.                                        

И.В.Геращенко
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им.   И.Э.Грабаря, Москва

 

Partners


 
 
 
 
 

 




Working hours

Monday-Thursday - from 10:00 to 18:00
Friday - from 10:00 to 17:00
Saturday, Sunday - closed
During martial law, we work by prior arrangement.

Contacts

Address: Kyiv, Kyianivskyi lane, 3-7, office 203

Telephone: +38 044 272 3745,  +38 093 843 8799

                     +38 067 810 2898
E-mail: info@art-lab.com.ua