Home Articles Исследование картины Варвары Степановой "Музыканты"

ArtLab

JA slide show

Исследование картины Варвары Степановой "Музыканты"

Станковые произведения Варвары Степановой – большая редкость. Это объясняется тем, что период времени, который Варвара Федоровна посвятила занятиям станковой живописью, очень невелик и охватывает около трех лет – с 1919 по 1921 год, после чего художница переключилась на дизайнерскую деятельность. Смена художественного метода была вызвана эстетическими убеждениями, в соответствии с которыми перспектива развития нового искусства мыслилась художницей на путях подчинения традиционных видов искусства нуждам быстро развивающейся индустриальной среды.

Варвара Степанова – спутница жизни Александра Родченко. Она примкнула к авангардному направлению позже других: обращение художницы к экспериментальным формам живописи произошло уже после 1917 года. В 1918 году Степанова занимается графикой и поэтическими опытами, а в 1919 приступает к серии живописных полотен, рисунков и гравюр под названием «Фигуры». В это время ее интересуют возможности изображения предмета с учетом способов формообразования, достигнутых в творчестве «беспредметников».

Несмотря на то, что «Фигуры» Степановой собираются на станковой плоскости из простых геометрических форм – линий, прямоугольников, сфер – ее фигуративная живопись ни в коем случае не является варьированием кубистического метода, исходившего, по мнению художницы, из реальной постановки натуры. В произведениях Степановой предмет не «разбивался» на отдельные элементы, а «проектировался» в виде его опорной конструкции. Не прибегает она и к «компоновке» фигур в пространстве, скорее разрабатывает окружающую среду как живописную фактуру, собранную из ощутимо различных плоскостей, сознательно преодолевая принцип цветовой разбивки плоскости, присущий живописи супрематистов. К моменту обращения к станковому творчеству «состояние материала» в живописи интересовало художницу в гораздо большей степени, чем его изобразительная функция. Отличительной чертой метода Степановой, в равной степени основанного и на «анализе», и на «изобретательстве», являлась высокая степень импровизационности в исполнении картин при строгой обдуманности их формы, что заметно выделяло ее художественный почерк среди станковых работ коллег по цеху.

Поступившая на экспертизу картина «Музыканты» органично входит в контекст серии «Фигуры», развивая конструктивные идеи «постбеспредметной» живописи Степановой. На картине изображены исполнители джазовой музыки, один из которых играет на контрабасе, другой на трубе и третий на гитаре. Локальный источник света (прожектор?) помещен справа за спиной музыкантов, «выхватывая» группу из сгущающейся по сторонам «тьмы». Сюжет является устойчивым для творчества Степановой, он неоднократно варьировался в станковых произведениях художницы этих лет.

Картина подписана аббревиатурой «ВарСт», являющейся наиболее известным вариантом подписи Варвары Степановой. Подпись нанесена по сухому красочному слою тонкой кистью и имеет общий с живописью кракелюр старения. Подрамник картины – не авторский.

Технологическое исследование с применением рентгенографического анализа, исследования в инфракрасном  и ультрафиолетовом спектрах, рентгено-флюоресцентного анализа пигментов и изучения под микроскопом дало следующие результаты: авторский грунт, имеющий клее-меловой состав с примесью свинцовых белил, нанесен на грубый крупнозернистый конопляный холст тонким слоем.

В палитре картины обнаружены пигменты: цинковые белила, свинцовые белила, баритовые белила, красный кадмий, синий кобальт, стронциановая желтая, желтый кадмий, хромовая желтая. Связующее – масло.

Проведенные физико-химические исследования не обнаружили присутствия материалов, которые выявили бы несоответствие с предполагаемым временем исполнения работы.

В инфракрасном излучении виден широкий кистевой рисунок черной краской, который частично перекрыт последующими слоями живописи и заново восстановлен при завершающей обводке по контуру фигур. Этот прием характерен для станковых работ В.Степановой. Колорит картины имеет довольно значительные авторские переработки, отражающие непрерывный поиск художницы оптимальной цветовой гаммы. Почти по всей поверхности полотна под окончательным красочным слоем можно обнаружить напластования других цветов – краски смешиваются прямо на холсте, образуя в конечном итоге плотный живописный слой. При написании одной фигуры используется семь-восемь цветов.

Работа ведется разнообразными приемами, что хорошо видно на рентгенограмме картины. Это – длинный широкий мазок при написании фигур (круглое строится круговыми движениями кисти, квадратное – более короткими ритмичными ударами), энергичное торцевание кистью, штриховка. Фон выкладывается из ярких цветовых пятен: желтых, оранжевых, красных, коричневых, зеленых, синих. Завершается живопись нанесением по сухому красочному слою «сеточек», акцентирующих несущие композиционные узлы, и уже упоминавшейся обводкой по контуру фигур.

Разные приемы работы кистью применяются в зависимости от стремления автора добиться ощущения легкости или плотности, остроты или мягкости конструируемых геометрических форм. Богатство и разнообразие живописной манеры создает многообразную фактуру красочной поверхности, вызывает ощущение объемности всех элементов композиции.

Колорит картины, который художница, варьируя, «находит» прямо на холсте, балансирует не грани хаотичности. Колористическое напряжение возникает из сочетания разнообразных приемов мазка, использованных при построении фигур, с цветовой мозаикой фона. Равновесие между цветом, линией и конструкцией сохраняется благодаря мощи и уверенности линейно-пластического построения картины. Неподражаемая легкость и быстрота письма в сочетании с твердой рукой при построении композиции «Музыкантов» заставляют склоняться в пользу авторства В.Степановой.

Известно, что колорит и фактура красочной поверхности имели в творчестве Степановой сугубо самостоятельное значение, так как являлись основными средствами ее выразительности. Этой проблематике посвящено пространное письмо В.Степановой идеологу конструктивистов Алексею Гану, написанное художницей в начале 1922 года. По мнению Степановой, история мирового искусства движется «от манеры писания вначале к обработке плоскости, а в дальнейшем к обработке состояния материала». Художница систематизировала историю фактуры, выделив пять этапов ее становления: изобразительную фактуру (или манеру), живописную фактуру, обработку поверхности, механизированные фактуры и обработку состояния материала в конструктивизме. И хотя собственный метод организации фактуры художницей не уточнялся, несложно сделать вывод, что повышенное внимание к красочной поверхности живописи является наиболее важным идентификационным критерием в вопросах атрибуции творческого наследия Степановой.

К сожалению, пока нет опубликованных материалов, описывающих результаты технологических исследований других картин Варвары Степановой. Вследствие чего не мог состояться полноценный сравнительный анализ экспертируемой картины с эталонными произведениями художницы, хранящимися в музеях страны. Однако можно предварительно заметить, что одна из доступных работ В.Степановой, находящихся в Третьяковской галерее, имеет высокую степень колористического сходства с картиной «Музыканты», что хорошо видно и по одинаковой люминесценции лаковой пленки на снимках в ультрафиолетовом излучении.

Визуальное сравнение изучаемой картины с репродукциями произведений Степановой, опубликованными в издании «Александр Родченко. Варвара Степанова. Будущее – единственная наша цель… [Каталог выставки]. Мюнхен, 1991», обнаружило близость в разработке фактуры поверхности экспертируемой картины с произведением «Игроки в шашки» (1920). Комплекс примененных здесь живописных приемов включает виртуозное разнообразие мазка, большое количество цветов в палитре, плотную мозаичную тяжеловесность красочной поверхности.

В заключение хочу поблагодарить сотрудника лаборатории технико-технологических исследований Государственного Эрмитажа Л.П.Вязьменскую за помощь в проведении физико-химических исследований картины.                                        

 А.Н.Калинин
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

С.В.Хаврин
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Partners


 
 
 
 
 

 




Working hours

Monday-Thursday - from 10:00 to 18:00
Friday - from 10:00 to 17:00
Saturday, Sunday - closed
During martial law, we work by prior arrangement.

Contacts

Address: Kyiv, Kyianivskyi lane, 3-7, office 203

Telephone: +38 044 272 3745,  +38 093 843 8799

                     +38 067 810 2898
E-mail: info@art-lab.com.ua