Home Articles Источник, стекающий с гор. Пейзажные образцы в Петербургской Академии художеств во второй половине XVIII века

ArtLab

JA slide show

Источник, стекающий с гор. Пейзажные образцы в Петербургской Академии художеств во второй половине XVIII века

Настоящее сообщение затрагивает проблему взаимоотношения оригинальных и копийных  произведений в пейзажном жанре. Речь пойдет о некоторых работах западноевропейских пейзажистов, послуживших оригиналами для копирования русским художникам, в первую очередь ученикам Петербургской Академии художеств во второй половине ХVIII века.

Как известно, в ХVIII веке метод копирования произведений прославленных мастеров западноевропейских школ являлся в Академии основным при обучении молодых живописцев. Он успешно применялся и в пейзажном классе. Здесь на практике воплощалась одна из рекомендаций французского теоретика изобразительного искусства Роже де Пиля: «Если кто захочет представить Пейзаж, а иногда не видел местоположений выгодных по отменности или приятности для предоставления их,  .. то поступит весьма благоразумно, если воспользуется трудами тех художников, кои с таковых мест рисовали, или которых в пейзажах своих представили чрезвычайные натуры произведения. Он может принять сих искусных Живописцев творения за саму натуру, и употреблять их потом в своих сочинениях».

Важно подчеркнуть, что копирование не подменялось механическим воспроизведением оригиналов. Копируя работы знаменитых предшественников и современников, воспитанники Академии должны были  вдумчиво их анализировать. В частности, в области пейзажного жанра такое использование образцов способствовало формированию «идеальной» живописной манеры, отражавшей эстетические и стилевые нормы классицизма.

Наиболее важным для пейзажистов считалась выработка «высокого стиля», свойственного, по мнению педагогов, прежде всего итальянской школе и получившего наиболее яркое выражение в так называемых «итальянских» видах. Причем, судя по различным документам, ученики пейзажного класса постигали законы классического ландшафта, копируя не только самих итальянцев, но и представителей других школ, работавших в русле итальянской пейзажной тематики.

Так, еще в 1758г. из коллекции графа И.И.Шувалова в академическое собрание попали два парных пейзажа с видами Тиволи Х.-В.-Э.Дитриха. Работы этого немецкого художника высоко ценились в ХVIII веке. Примечательно, что сам Дитрих приобрел известность как виртуозный имитатор различных живописных манер. В данном случае, популярный в ХVIII веке пейзажный вид, написанный на основе натурных впечатлений, Дитрих стилизовал в духе С.Розы.

Обе картины использовались как учебные образцы. В качестве эталонов они упоминаются уже в экзаменационной ведомости 1762 г., наиболее ранней из сохранившихся. Чаще других встречаются картины Дитриха и в списке, составленном Л.Н.Крыловой по архивным материалам Академии. В списке приведены оригинальные произведения и копийные работы воспитанников за период 1770-х – 1780-х гг., хранившиеся в факторской, а также западноевропейские образцы, с которых были исполнены копии. Многочисленные копии с Дитриха именуются в нем как «Каскад в Тиволи» или «Источник, стекающий с гор», или просто «Каскад» или «Горный источник». Работы с такими названиями выполняли А.Е.Мартынов, П.Васильев, М.Бухаров, Х.Кассовский, Ф.Алексеев, И.Нестеров, А.Садовский. Ученик И.Якубовский в 1779 г., возможно, скопировал оба оригинала, названные в списке как «Горный источник» и «Источник, стекающий с гор, или каскад в Тиволи».

К копиям, приведенным в работе Крыловой, можно добавить картину Я.Я.Филимонова, находящуюся ныне в ГРМ, которая воспроизводит «Водопады в Тиволи». Можно предположить, что копия была выполнена в 80-е гг., во время учебы Филимонова в Академии. Известно, что по окончании ландшафтного класса, в 1791г., Филимонов получил малую золотую медаль за картину «С гор между камнями вниз падающий ручей». Поскольку копийные произведения оценивались в Академии наряду с оригинальными, они нередко задавались в качестве программ и выполнялись как отчетные или конкурсные. Поэтому нам кажется вполне вероятным, что копия с Дитриха могла быть написана художником как дипломная работа.

Возможно, что несколько раньше исполнил копию с той же картины Дитриха Ф.М.Матвеев. Воспроизведение уже знакомого вида мы обнаружили в одном из номеров журнала «Огонек», среди иллюстраций к статье о Сильвестре Щедрине. Картина была опубликована как произведение Матвеева, находящееся в частной коллекции в Риме.

О популярности тивольских видов Дитриха говорит и то, что их неоднократно гравировали. Свидетельства этого нам удалось обнаружить в Сборнике материалов для истории Академии художеств П.Петрова и Словаре русских граверов Д.Ровинского. Так, в 1772 г. ученикам гравировального класса была задана программа «С картины господина Дитриха представляющей ландшафт выгравировать эстамп». Пейзаж «Водопады в окрестностях Рима» был гравирован в 1770-е учеником Академии Г.Ивановым.

Еще одним немецким живописцем, произведения которого носили для русских пейзажистов образцовый характер, стал Я.-Ф. Хаккерт.

Известно, что Хаккерт, живший в Риме, являлся наставником некоторых русских пенсионеров. Ф.Матвеев, по свидетельству советника Академии И.Ф.Рейфенштейна, «пользовался его советами». У него обучался А.Мартынов. С помощью немецкого пейзажиста совершенствовал свое мастерство М.Иванов. Рейфенштейн писал о нем в Петербург в 1776 г.: «Так как его манера рисовать казалась чересчур робкой и неопределенной, то я дал ему несколько этюдов, рисованных с натуры пером и тушеванных бистром г-ном Гаккертом, который рисует очень умно и отчетливо, для того, чтобы Иванов мог позаимствовать то,что ему не хватает и что ему подойдет, (выделено мноюС.У.) а также приобрести более точности в своих контурах…».

Несмотря на подобного рода свидетельства, копии с произведений Хаккерта, исполненные русскими пейзажистами, до сих пор не были известны. Благодаря каталогу выставки произведений Хаккерта, прошедшей в 1998г. в С.-Петербурге, удалось частично восполнить этот пробел.

Так, в собрании графики ГТГ хранятся два пейзажа с одинаковым названием – «Вид в Презано на охотничий домик короля». Один из них выполнен итальянским художником Дж. Джентиле в 1803 г. другой принадлежит Ф.М.Матвееву и датирован 1814г. В каталоге произведений Хаккерта нам удалось обнаружить их общий прототипгравюру Г.-А. Хаккерта, выполненную по рисунку Якоба «Вид Персано на пути в Пестум».

Интересно отметить, что оба копииста не ставили перед собой задачу факсимильного воспроизведения оригинала. Скопировав гравюру в технике акварели и туши, они точно повторили общую композицию вида, но позволили себе некоторые изменения в стаффаже.

Сыграли свою роль произведения Хаккерта и в творчестве Ф.Я.Алексеева. Рейфенштейн собирался поручить попечению немецкого пейзажиста Ф.Я. Алексеева в случае переезда последнего из Венеции в Рим. Это намерение так и не было осуществлено. Тем не менее, Алексеев исполнил копии, по крайней мере с двух картин немецкого пейзажиста.

Примерно в начале 1780-х гг. для русского двора были приобретены парные пейзажи Хаккерта, выполненные в 1778г. и изображавшие виды на Катанью и Этну и на острова Липари и Стромболи. Обе картины постоянно находились в Екатерининском дворце, в комнатах Марии Федоровны. Возможно, картины были куплены у самого художника Павлом Петровичем и его супругой во время их пребывания в Италии в 1782г.

Виды представляют собой типичные для Хаккерта ландшафтные панорамы, в которых художник сочетал документальную достоверность пейзажа и картинную построенность пространства. Сохранился подготовительный рисунок вида на Катанью и Этну. Второй живописный вариант этого пейзажа хранится в Центральном Военно-морском музее. В нем несколько иначе изображены суда на море.

Как выяснилось, в собрании Третьяковской галереи хранится точная копия с царскосельского вида на Катанью и Этну, известная до сих пор под весьма общим названием «Итальянский пейзаж». По традиции пейзаж считался видом Неаполя и относился ко времени пенсионерства Алексеева. Исследователи неоднократно подчеркивали сухость и жесткость живописной манеры произведения, и считали, что, несмотря на натурность самого вида, картина носит копийный характер, возможно, следует какому-то образцу. Примечательно, что, осознавая сложности композиционного построения пейзажных панорам, Хаккерт «… не советовал начинающим сразу браться зарисовывать и писать  большие итальянские виды». Копирование картины Хаккерта давало молодому художнику возможность освоить типичные приемы, необходимые для создания подобного рода ландшафтов. Алексеев добросовестно воспроизвел образец, не упустив ни малейшей детали.

Дальнейшие поиски позволили нам обнаружить вторую копию, сделанную Алексеевым с другого, парного вида. В середине ХХ столетия эта картина под названием «Морской пейзаж» находилась в собрании Н.А.Арнинг. Она была опубликована А.А.Федоровым-Давыдовым  в его работах, посвященных творчеству Алексеева. Как и в первом случае, исследователь датировал ее концом 1770-х гг., подчеркивая, что композиция явно исполнена по «натурным чертежам», а ее сочиненность и перегруженность, излишнюю детализацию и живописную сухость относил на счет неопытности автора, осваивавшего новый для себя тип изображения.

Сравнив иллюстрацию «Морского пейзажа» с «Итальянским пейзажем» из ГТГ, мы обратили внимание на их явное стилистическое и композиционное сходство. Родство это не оказалось случайным. После сопоставления «Морского пейзажа» с «Видом на Липари и Стромболи» нам стало ясно, что Алексеев скопировал и этот ландшафт Хаккерта.

Известно, что исполнением копий с пейзажей западноевропейских художников по заказам двора Алексеев был занят сразу после возвращения в Петербург в 1779г. Можно предположить, что копии с парных видов Хаккерта, которые появились в России примерно в то же время, были одним из первых заданий художника в этой области.

Кратко остановимся еще на одном варианте использования пейзажных образцов.

Метод учебного копирования предполагал не только доскональное повторение оригиналов с целью их изучения, но и более творческое их применение, в том числе включение в контекст авторского произведения отдельных «образцовых» фрагментов. Характерный пример такого цитирования  мы обнаружили при сопоставлении работ воспитанников пейзажного класса Академии Ф.Матвеева и А.Мартынова. Оба произведения представляют собой типичные декоративные «сельские» пейзажи. Пейзаж Матвеева, предположительно считается его выпускной работой, за которую он был удостоен золотой медали. Ландшафт Мартынова, написанный примерно на десятилетие позже, отличается от картины Матвеева по формату и несколько иной по стилю. Тем не менее, оба вида отражают общие закономерности композиции «идеального» ландшафта, по традиции замкнутой «кулисами». Объединяет их и общий фрагмент, в виде высокого холма с увековечивающим его строением и струящимся вниз водопадом, который служит левой «кулисой» в обеих картинах. Очевидно, что эта часть композиции происходит из какого-то одного источника. Возможно, этим источником стал неизвестный нам пейзаж итальянца А.Локателли.

Пейзаж А.Мартынова, вместе с парным ему, предположительно считается копией с работы Локателли. Это мнение поддерживал А.А.Федоров-Давыдов, который называл произведение Мартынова «характерным образчиком ученических копий».

В упоминавшемся списке ученических оригиналов и копий мы обнаружили свидетельство того, что и Ф.Матвеев копировал один из пейзажей Локателли в 1774г.

Если предположить, что Мартынов скопировал неизвестную нам работу Локателли, служившую учебным эталоном, то Матвеев мог процитировать ее фрагмент в своей программной картине. Но, в качестве гипотезы, предложим и другой вариант. Мартынов, который учился позже Матвеева, мог использовать  в своем сочинении часть пейзажа старшего товарища по классу, удостоенного золотой медали, и ставшего, в свою очередь, образцом для подражания.

Таким образом, значение копирования пейзажных образцов не ограничивалось воспроизведением конкретных произведений. Обращаясь к эталонам, молодые художники изучали различные типы ландшафтов и способы их изображения. Освоение общепринятых норм являлось для учеников основой для формирования собственных живописных приемов.                                                                  

С.В.Усачева,
Государственная Третьяковская галерея

 

Partners


 
 
 
 
 

 




Working hours

Monday-Thursday - from 10:00 to 18:00
Friday - from 10:00 to 17:00
Saturday, Sunday - closed
During martial law, we work by prior arrangement.

Contacts

Address: Kyiv, Kyianivskyi lane, 3-7, office 203

Telephone: +38 044 272 3745,  +38 093 843 8799

                     +38 067 810 2898
E-mail: info@art-lab.com.ua