Home Articles Комплексный анализ пяти картин И.Хруцкого из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь

ArtLab

JA slide show

Комплексный анализ пяти картин И.Хруцкого из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь

 

НТГП «Белинформреставрация»
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

 

Иван Фомич Хруцкий (1810-1885) принадлежит к наиболее крупным белорусским мастерам натюрморта и портрета XIX века. Профессиональное образование получил на факультете свободных наук в Полоцком коллегиуме, который окончил в 1827 году. Переехав в Санкт-Петербург, брал уроки у Джорджа Доу (до 1829 года) и учился у портретиста А.Г.Варнека. В 1836 году – неклассный художник, в 1839 – академик «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей».

В наследии Хруцкого более всего известны произведения, выполненные им в 1830-е годы. Значительное место занимает натюрморт. Красочные, декоративные, с иллюзорной выписанностью предметов натюрморты Хруцкого пользовались особым вниманием любителей искусства. Из натюрморта в натюрморт переходят одни и те же предметы, своеобразной «визитной карточкой» мастера стал керамический кувшин, сделанный на фаянсовой фабрике Поскочина в Санкт-Петербурге, на котором рельефно изображены собаки, а ручка выполнена в виде вытянутого тела лисицы.

В эти же годы Хруцкий пишет также декоративные композиции жанрового характера, в которых на фоне пейзажа изображены молодые женщины с корзинами фруктов в руках. В конце 1830-х и в начале 1840-х годов им создана серия портретов лиц, занимавших определенное общественное положение в России, Белоруссии и Литве.

С 1845 по 1855 год Хруцкий выполняет большой заказ митрополита Иосифа Семашко (пишет иконы, портреты лиц духовного звания, копии с картин известных европейских художников, пейзажи Вильно).

В целом, как отмечают исследователи творчества этого мастера, оно не столь однозначно, как об этом до сих пор принято писать в искусствоведческой литературе.

Технико-технологическое изучение живописи И.Хруцкого представляет большой интерес. Актуальность такого исследования связана как с наличием целого ряда работ в фондах музея, в которых искусствоведы ставят под сомнение авторство Хруцкого, так и с наличием антикварного рынка, стремящегося неподписанный натюрморт или портрет более или менее добротного художественного качества приписать известному мастеру. Поэтому целью данной работы был анализ техники, живописных материалов, выявление наиболее характерных особенностей, приемов письма И.Ф.Хруцкого.

На первом этапе было изучено пять подлинных и датированных работ мастера, которые не вызывали никаких сомнений у искусствоведов в его авторстве. Это «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (1838), «Натюрморт. Фрукты и цветы» (1839), «Портрет И.Булгака» (1838), «Портрет мальчика в соломенной шляпе» (конец 30-х – начало 40-х гг.), «Портрет И.И.Глазунова» (1843). Произведения исследовались визуально, с помощью микроскопа, в УФ-излучении и рентгеновских лучах. Анализ красочных материалов осуществлялся с использованием капельного микрохимического, петрографического, флуоресцентного и микрозондового методов.

«Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (80,2х112 см) относят к лучшим произведениям Хруцкого. Портрет написан на среднезернистом (15х18 нитей на 1 кв.см) холсте полотняного переплетения. Сквозь тонкие живописные слои на отдельных участках просматривается подготовительный рисунок, выполненный карандашом. По данным рентгенографического исследования, натяжение холста на подрамник равномерное. Авторский грунт наносился флейцем.

Равномерный тонкий красочный слой не дает хорошо читаемого изображения на снимке, оно почти сливается с фоном. Выделяются лишь участки живописи, наиболее нагруженные краской (белилами): освещенная сторона лица (правая сторона лба, нос, ухо, щека), шея, плечо. Обращает на себя внимание абрис лица, выполненный тонкой кистью. Мазок тонкой кисточкой различим по уплотнениям в прозрачном белом платке, серьге.

Микрохимические исследования показали, что грунт под живописью белого цвета, толщина грунта 0,1-0,15 мм. В качестве наполнителя использовались свинцовые белила, мел. По данным микрозондового анализа количество свинцовых белил почти в 2 раза превышает содержание мела. Связующее грунта – масло, клей. Изображение строится технологически послойно, с завершением его моделировки лессировочными прописками. В проанализированных микропробах (темно-синее платье, темно-зеленый лист, красно-коричневая георгина) поверх более плотного продмалевка (соответственно темно-синего, светлого красно-коричневого и темно-бордового цветов) нанесены лессировочные слои.

Технологически близок к рассмотренному выше портрету натюрморт «Фрукты и цветы» (49х66,4).

На рентгенограмме изображение почти сливается с фоном. Выделяются лишь участки живописи, наиболее нагруженные краской (белилами) – лепестки цветов (мазки сделаны тонкой кисточкой краской, менее разведенной растворителем).

По данным микрохимического исследования, произведение выполнено на белом грунте толщиной 0,15-0,2 мм. В качестве наполнителя грунта использовались свинцовые белила, мел; в качестве связующего – масло, клей. В исследованных микропробах поверх более плотного подмалевка (толщиной около 0,075-0,1 мм) нанесены лессировочные слои.

«Портрет И.Булгака» исполнен на среднезернистом (в среднем 12х14 нитей в 1 кв.см) холсте полотняного переплетения. Сквозь тонкий красочный слой на отдельных участках виден подготовительный рисунок. Натяжение холста на подрамник равномерное. Грунт нанесен слоем приблизительно одинаковой толщины. Рентгенографическое изображение красочного слоя просматривается достаточно отчетливо и дает возможность судить о характере работы художника. Светотеневая моделировка лица мягкая, с полутенями. Световые блики даны на переносице, кончике носа, подбородке, в зрачках глаз. Белильным мазком подчеркнуты верхние и нижние веки, белки и радужка глаз, проработаны припухлости нижних век. Пастозно, отдельными мелкими мазками, исполнены цепи с крестом и ордена на груди.

Микрохимические исследования показали, что в данном случае художник использовал цветной грунт под живопись. Грунт нанесен в два слоя. Нижний – охристого цвета, толщиной около 0,075 мм, верхний – чуть более светлого оттенка, чем нижний, толщиной около 0,1 мм. В качестве наполнителя грунта использовались охра желтая, свинцовые белила, мел; связующее – масло, клей.

К концу 30-х – началу 40-х годов относится «Портрет мальчика в соломенной шляпе». Написан портрет также на среднезернистом (в среднем 11х14 нитей в 1 кв.см) холсте полотняного переплетения. Натяжение холста на подрамник неравномерное – по всей поверхности виден образовавшийся перекос нитей. Грунт авторский наносился флейцем, слоем неодинаковой толщины.

Изучение живописи под микроскопом показало, что красочный слой не имеет той «тонкости и прозрачности», что в предыдущих работах: здесь он более толстый, покрыт сетью кракелюра. Художник использует более густую краску, менее разведенную лаком, растворителем. Рентгенографическое изображение хорошо читается как на освещенной стороне лица, так и на корзине с виноградом. На рентгеновских снимках участков с виноградом «Портрета неизвестной с цветами и фруктами» и натюрморта «Фрукты и цветы» его изображение практически отсутствует.

Светотеневая градация между участками лица, наиболее нагруженными белилами (над правой бровью, переносицей) и менее нагруженными значительна, в отличие от таковой в «Портрете Булгака». Шляпа, рубашка написаны достаточно плотным слоем белил, при этом детали подчеркнуты мазками тонкой кисточкой.

Микрохимическими исследованиями установлено, что написан портрет по цветному желтому грунту. Грунт имеет значительную толщину (0,25-0,3 мм) по сравнению с предыдущими работами. Наполнителем грунта служили желтые охры, мел, свинцовые белила. Поверх грунта нанесен слой белой имприматуры толщиной 0,05-0,075 мм. Письмо многослойное. Поверх более плотного, толстого (до 0,15 мм) слоя наносятся более тонкие слои.

Следует отметить, что в образце, отобранном с изображения ногтя большого пальца левой руки, в составе светло-розовой краски обнаружена, наряду с киноварью и свинцовыми белилами, смальта.

Таким образом, в «Портрете мальчика…» наблюдаются некоторые изменения манеры письма И.Хруцкого.

«Портрет Глазунова», как отмечают искусствоведы, несколько необычен для кисти Хруцкого 40-х годов. Здесь художник не отвлекается не передачу деталей одежды и обстановки. Фигура в темной одежде почти сливается с фоном. Трактовка лица и рук, выступающих из темноты, выразительна и раскрывает внутренний мир личности.

Рентгенографическое изображение портрета свидетельствует о существенных изменениях в технических приемах мастера. В данном случае мы имеем дело с более динамичной манерой письма, переход от света к тени более контрастный. Смесью свинцовых белил и телесными красками тщательно моделируется форма лица. Световые акценты даны на лобно-височных участках лица, переносице и кончике носа, скуловых дугах, подбородке и т.п. Трактовка глаз сходна с таковой в портрете И.Булгака и в портрете мальчика.

Результаты микрохимических исследований свидетельствуют, что написан портрет И.Глазунова на белом грунте, толщиной 0,15-0,2 мм. В качестве наполнителя грунта использовались мел и свинцовые белила, связующее – масло, клей.

Таким образом, в результате выполненных технико-технологических исследований пяти произведений И.Хруцкого на первом этапе проанализированы материалы (холст, грунт, красочные пасты, связующее) и техника письма, отмечены повторяющиеся приемы построения изображения и те изменения, которые произошли на рубеже 1830-х годов. Возможно, эти данные, а также дальнейшее изучение картин художника, имеющихся в коллекции НХМ, позволят представить эволюцию живописного почерка мастера в 1830-40-е и 50-е годы XIX века.

В то же время хотелось бы подчеркнуть, что необходимо продолжение исследования произведений И.Хруцкого в контакте с другими музеями, накопление и обмен полученной информации.

Н.М.Кожух, Д.Ф.Моисеев

 

Partners


 
 
 
 
 

 




Working hours

Monday-Thursday - from 10:00 to 18:00
Friday - from 10:00 to 17:00
Saturday, Sunday - closed
During martial law, we work by prior arrangement.

Contacts

Address: Kyiv, Kyianivskyi lane, 3-7, office 203

Telephone: +38 044 272 3745,  +38 093 843 8799

                     +38 067 810 2898
E-mail: info@art-lab.com.ua