Home Articles Об особенностях техники живописи В. Д. Поленова

ArtLab

JA slide show

Об особенностях техники живописи В. Д. Поленова

Проводя экспертизу произведений, претендующих на авторство В.Д.Поленова, исследователю часто приходится решать проблему отделения оригинала и авторского варианта от копий и фальсификаций.

Исследователи творчества В.Д.Поленова обращают внимание на такую особенность художника, как неоднократное повторение одного и того же мотива, сюжета. В музеях и частных собраниях встречаются близкие по композиции и набору изобразительных элементов виды Оки, Ояти, картины «Золотая осень», «Ранний снег», сцены цикла «Из жизни Христа».

Наряду с авторскими вариантами, среди обозначенного круга работ существует множество копий и фальсификаций, что неслучайно: произведения В.Д.Поленова высоко ценятся на антикварном рынке как в России, так и за рубежом. Все это требует от эксперта повышенного внимания при исследовании картин, имеющих подпись «В.Поленовъ». В таких случаях, безусловно, необходимо, наряду со стилистическим анализом и историко-архивными изысканиями, привлекать данные об особенностях техники живописи художника.

Результаты комплексного технико-технологического изучения подлинных произведений В.Д.Поленова из собрания музея-заповедника В.Д.Поленова в отделе научной экспертизы ВХНРЦ стали основой банка данных, привлекаемых для решения вопроса об авторстве. В дальнейшем коллекция эталонов пополнялась за счет обработки картин из собраний других музеев: Третьяковской галереи, Саратовского художественного музея, Тверской картинной галереи. Накопленный материал позволяет сделать выводы об особенностях техники живописи В.Д.Поленова в 1880-е – 1910-е годы и решать проблему: оригинал, авторское повторение, копия, фальсификация.

Поступившую на экспертизу картину «Ока» из частного собрания по стилистическим признакам можно отнести к серии приоокских пейзажей Поленова 1890-х годов. Среди пейзажей этой серии выделяется группа картин, имеющих близкое композиционное решение. Художник выбирает приблизительно одну и ту же точку зрения (вероятно, из окна мастерской). Справа изображается изгибающееся русло реки, слева располагается небольшая рощица с резко выступающим темным деревом. Движение реки вглубь замыкается линией дальнего берега. Изображение реки и берегов занимает большую часть холста. Небо дано узкой светлой полосой. Именно такую композицию мы видим в исследуемом произведении. Кроме того, обращает на себя внимание сложность тональной разработки цвета, изысканность колорита, что говорит о высоком профессиональном мастерстве автора.

Для окончательного решения вопроса об авторстве В.Д.Поленова требовалось проследить все закономерности работы художника над картиной. Был проведен целый комплекс исследований: рентгенографический, с помощью микроскопа, в УФ- и ИК-диапазоне излучения, проанализированы особенности фактуропостроения, сделан химический анализ грунта.

Сравнение результатов исследований картины «Ока» с данными о подлинных произведениях художника установило их полную идентичность. Экспертируемое произведение имеет все характерные для картин В.Д.Поленова 1880-х – 1910-х годов признаки.

К 1880-м годам Поленов, опираясь на опыт академической школы и собственной практики, выработал четкую систему работы над картиной.

Он придавал большое значение ремесленной стороне своего творчества. Занимаясь с 1882 года педагогической деятельностью в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Поленов требовал от учеников сознательного отношения к живописным средствам. Он сам проводил испытание красок на прочность. В отделе научной экспертизы ВХНРЦ хранятся поленовские таблицы накрасок 1884, 1886 и 1888 годов. Подлинные произведения В.Д.Поленова отличаются хорошей сохранностью, что связано с вниманием художника к выбору художественных материалов, а также продуманностью приемов построения красочного слоя.

Для своих картин художник выбрал среднезернистые и крупнозернистые холсты полотняного плетения хорошего качества. Часто холсты наклеивались художником на картон – толстый многослойный рыхловатый по структуре. Именно на такой картон наклеен холст исследуемой работы.

Картина «Ока» написана на двухслойном грунте, однотипном в послойности и цветовом соотношении с грунтами на подлинных работах художника: оба слоя белые. Нижний слой – толстый, по консистенции и цвету свечеобразный, верхний слой – тонкий плотный ярко-белый. Исследуемый грунт соответствует «поленовским» грунтам и по химическому составу (нижний слой: наполнитель – мел; верхний слой: наполнитель – свинцовые белила; связующее: масло, животный клей, возможно, казеин). В работах Поленова нижний слой грунта – клеевой либо эмульсионный, верхний слой – масляный либо эмульсионный. В качестве наполнителя в грунтах обнаружены в разных комбинациях мел, цинковые белила, свинцовые белила. Однослойные белые грунты также встречаются в подлинных работах Поленова. По типу связующего они клеевые либо эмульсионные, а наполнитель тот же, что и в двухслойных грунтах. Среди обследованных эталонов преобладают картины с двухслойными грунтами. Грунты в подлинных произведениях В.Д.Поленова тонкие, не скрывающие зерно холста.

Приемы построения красочного слоя и характер фактурного решения экспертируемой работы имеют типичный поленовские признаки. Исследования подлинных произведений Поленова в ИК-диапазоне излучения редко показывают наличие контурного карандашного рисунка. Микроскопическое исследование эталонов выявляет своеобразный отличающийся от характерного для академистов и передвижников подмалевок. В работах В.Д.Поленова конца XIX – начала ХХ века мы не находим традиционного цветного или тонального соответствующего верхним завершающим слоям подмалевка. Вместо него прослеживается тонировка грунта одним цветом, нанесенным тонким полупрозрачным слоем со светотеневой разработкой. Этот слой выполняет двоякую роль – рисунка и подмалевка. На этом этапе художник намечает композицию, форму деталей и задает общую тональность картины. В дальнейшем повторные прописки не перекрывают полностью первый слой краски. Его цвет активно участвует в колористическом решении картины. Такая тонировка белого грунта прослеживается в работах самого разного размера: от самых маленьких этюдов до больших картин. О склонности Поленова тонировать белый цвет грунта пишет в своих воспоминаниях дочь художника, Н.В.Поленова: «…отец…сам никогда не грунтовал холстов и этого не признавал. У него был покупной холст, который он наклеивал на картон. Холст частенько покрывал желтой кассельской, разбавленной очищенной нефтью, тон приятный для того, чтобы писать. Не любил абсолютно белого грунта». В исследуемой картине «Ока» белый грунт прокрыт тонким полупрозрачным слоем серо-голубоватой краски со светло-теневой разработкой. Его цвет виден в тенях, полутенях и по контурам отдельных деталей.

Фактурные решения произведений В.Д.Поленова отличаются красотой и четкостью. Для его работ характерно определенное соотношение холста, грунта, красочного слоя. Отсутствует излишняя перегруженность красочного слоя. Тонкие грунт и красочный слой сохраняют зерно холста, слегка искажая узор его плетения. Это вносит дополнительный эффект вибрации воздуха, переливов цвета зелени и бликов на воде. На изображении неба плотность красочного слоя небольшая. Работа ведется жесткой кистью вязкой краской. Характерно сочетание отдельных вытянутых мазков и коротких «завихряющихся» подвижных разнонаправленных мазков. Граница неба и дальнего берега обозначена четко. Сначала художник пишет небо, а затем берег так, что темный жидкий плоскостной слой краски, передающий изображение берега, перекрывает более рельефные мазки на изображении неба. Особенно близко изображение неба в экспертируемой картине «Ока» с эталоном «Дамба на Оке».

Земля пишется по-разному: на первом плане – дробным пятном краски. Мазок разнообразный, подвижный, положен свободно с большими «просветами» подмалевка. Дальний берег – сочетание плоскостных геометризованных светлых и темных пятен.

Светлые стволы и ветки деревьев Поленов пишет полусухой кистью скользящим движением поверх изображения листвы. Кроны написаны небольшими плоскостными пятнами краски мягкой кистью. Река – самый тонкий полупрозрачный слой краски с едва заметными переходами от тени к светам. В тенях работает мягкой кистью, в светах – жесткой.

Рентгенографическое исследование подлинных произведений В.Д.Поленова дает важную информацию о почерке художника. Рентгенограммы с поленовских работ отличаются хорошей читаемостью изображения, отсутствием нижележащей композиции, то есть повторное использование холста является исключением в творчестве Поленова. При сопоставлении рентгенограмм экспертируемой работы с эталонными рентгенограммами выявляется сходство в использованных холстах, соотношении рентгеновской плотности грунта и красочного слоя, в особенностях изображения неба, воды и земли.

Н.С.Игнатова
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря, Москва

 

Partners


 
 
 
 
 

 




Working hours

Monday-Thursday - from 10:00 to 18:00
Friday - from 10:00 to 17:00
Saturday, Sunday - closed
During martial law, we work by prior arrangement.

Contacts

Address: Kyiv, Kyianivskyi lane, 3-7, office 203

Telephone: +38 044 272 3745,  +38 093 843 8799

                     +38 067 810 2898
E-mail: info@art-lab.com.ua